Сопряжённые понятия (пары)

Интуиция — непосредственное постижение истины без логического анализа, основанное
на воображении, эмпатии и предшествующем опыте, «чутьё», проницательность.

Бдительность - Боязнь


Истинное мужество – Осторожность.

Еврипид.

Мужество без благоразумия – Только особый вид трусости.

Сенека Старший.

Предвидеть – значит Управлять.

Паскаль.

История полна войн, про Которые было совершенно Точно известно, что они Никогда не начнутся.

Энох Пауэлл.

Это такая же пара, как осторожность и страх. Обратимся к природе. Если мы будем наблюдать, например, за дикими парнокопытными, то увидим, что они постоянно держат в напряжении свое внимание, в процессе жизнедеятельности. Здесь мы можем посчитать, что они боятся любой неожиданности, которая может вдруг произойти, поэтому должны быть готовы каждую минуту на нее среагировать. Например, убежать. Но в то же время, глядя на них, можно быть уверенным, что они никого не боятся, ведь они находятся в зоне видимости и не прячутся. То есть БОЯЗНИ, как таковой нет, есть БДИТЕЛЬНОСТЬ, как то внимание, настороженность, предусмотрительность и зоркость.

То есть понятия БДИТЕЛЬНОСТЬ и БОЯЗНЬ очень близки друг другу. Если брать за основу анализ данных психических состояний, то граница между БДИТЕЛЬНОСТЬЮ и БОЯЗНЬЮ будет абсолютна не ощутима. Ведь мера, как переход из количества в качество важна не столько, как разделитель или указатель границы и момента перехода одного в другое, а как принцип, то есть основное положение данной теории. То есть, здесь мы вынуждены признать, что меры-то как таковой и нет, есть причина наших действий, которая определяет следствие и смысл.

Мера же в данном контексте нужна только для выхода из логики. Так вот, чтобы нам избавиться от БОЯЗНИ, являющейся главной основой эгоизма, нужно определить ее причину. А причина боязни – это нестабильные, опасные условия, в которых мы находимся. В природе многие животные не приспособлены к сопротивлению условиям: у многих из них нет больших клыков и когтей для защиты, или нет достаточно высокого роста или других преимуществ. Поэтому это является условием их страхов и БОЯЗНИ. И мы здесь можем считать, что они не БДИТЕЛЬНЫ, а именно БОЯЗЛИВЫ. У каждого человека есть все преимущества и для защиты и для нападения, основное из которых – мышление. По идее, мы не должны БОЯТЬСЯ никого в природе, мы и не боимся, потому что подчинили себе весь дикий мир. Единственное, кого мы можем БОЯТЬСЯ, так это друг друга.

Мы говорили, что в логике все действия имеют причину, поэтому мы и считаем причиной БДИТЕЛЬНОСТИ боязнь. Но если ввести понятие смысла и разума, а также обозначить БДИТЕЛЬНОСТЬ, как абсолютное понятие, то есть безусловное и беспричинное, то получится, что разумный человек всегда должен быть бдительным, потому что это разумнее, чем не быть таковым. Причем то, что мы будем предусмотрительными вовсе не должно означать, что мы кого-то боимся. И здесь данные понятия разойдутся по смыслу. Трус останется БОЯЗЛИВЫМ трусом и безвольным и невежественным эгоистом, которым можно управлять, а разумный человек БДИТЕЛЬНЫМ, то есть готовым к любым изменениям в условиях, но спокойным и предусмотрительным. Приведем ситуацию. Бдительность можно и нужно соблюдать на войне. Представим солдата, который вместе с группой своих товарищей движется там, где нет неприятеля и исключена возможность нападения.

Допустим, что наш солдат находится в полной боевой готовности, в каске, бронежилете и держит на готове оружие. Другие его сослуживцы могут подумать, что он боится, и начать над ним смеяться. Солдат, услышав остроты в свой адрес, может тоже счесть свои действия трусостью и, чтобы не стать объектом дальнейших издевательств снимет каску уберет оружие и расслабится. Но на войне возможны диверсии и нападения в любых районах.

Здесь солдаты перепутают понятия БДИТЕЛЬНОСТЬ и СТРАХ и могут стать жертвами внезапного нападения противника. Так что если мы БДИТЕЛЬНЫ, это вовсе не означает, что мы ИСПУГАНЫ. Приведем еще пример. Представим, что нам кто-то угрожает расправой, пытаясь запугать и заставить подчиняться своей воле. Мы можем счесть ниже своего достоинства реагировать на подобные действия других людей. В результате мы недооценим их возможности, высокомерно считая, что они ни на что не способны, и решим, что бдительность здесь ни к чему, тем более, что если мы будем проявлять осторожность, они действительно подумают, что мы боимся. В логике все мысли и умозаключения выстраиваются вокруг чужого мнения, поэтому чтобы действовать целесообразно, необходимо выходить из контекста ситуации и делать выбор разумного. Мы ставим цель – выйти из ситуации с наименьшими потерями, и находим целесообразные средства для ее достижения: БДИТЕЛЬНОСТЬ и ОСТОРОЖНОСТЬ. Возьмем еще одну ситуацию. Существует поговорка, которая гласит «Волков бояться - в лес не ходить. Именно с этой народной премудростью делается большое количество безрассудных поступков. Представим мать, которая отпускает свою дочь ночью на прогулку с друзьями. Мы знаем, что по ночам в нашем времени ходить опасно, и это знание будет вызывать раздражение в сознании матери. Она, конечно, понимает, что отпускать по ночам дочь не целесообразно, ведь ничего хорошего с молодежью по ночам не происходит, и к тому же придется переживать и беспокоиться из-за отсутствия ее дома. Что делать в такой ситуации, и что можно назвать разумным выбором – не известно, особенно когда дочь сама каждый день рвется к друзьям и возвращается домой очень поздно и часто в нетрезвом состоянии.

Мать в таких обстоятельствах рассуждает следующим образом. Дочери придется жить в этом мире, и если за ней бегать и оберегать, то она не научится ничему, и нужно не бояться за нее, а наоборот стараться думать хорошее, чтобы с ней не дай бог что-нибудь не произошло. Еще причиной того, что мать вынуждена отпускать дочь на дискотеку является подавление со стороны дочери, которая угрожает ей уйти из дома или совершить еще какое-нибудь безрассудство. Здесь все мотивы будут эгоистичны и основаны на чувствах и переживаниях, на которых будет концентрироваться мозг и не иметь возможности размышлять спокойно и разумно. Здесь будут путаться понятия БДИТЕЛЬНОСТЬ – БОЯЗНЬ. БОЯЗНЬ будет, во-первых, заключаться в том, чтобы не потерять окончательно контакт с дочерью, когда она будет решать быть бдительной и осторожной в словах, чтобы не испортить с ней отношения. Во-вторых, будет присутствовать БОЯЗНЬ потерять дочь и лишиться смысла жизни, которая воспримется матерью как БДИТЕЛЬНОСТЬ, когда мать будет требовать от нее звонить и предупреждать быть внимательной и осторожной.

В третьих, БОЯЗНЬ будет в том, что мать помнит, что дочь, проводя много времени на дискотеках, практически не обращает внимания на учебу, и становится легкомысленным и поверхностным человеком. Мы можем продолжать эти бесконечные лабиринты умозаключений в логике, которые все перемешиваются и лишают сознания чистоты мышления и возможности действовать по четкому разумному плану.

Мозг должен уметь отделять логичное и разумное. Логичное – это все то, что имеет причины и происходит от условий. Созданы условия для деградации личности: открыты ночные клубы, где происходит публичный разврат и молодежь употребляет спиртные напитки. Если так происходит в реальности, то на это есть причины. Человек не может сознательно деградировать, если созданы условия для развития. Поэтому матери нужно успокоиться, перестать переживать и рассмотреть всю ситуацию как бы со стороны. Дочь если начала деградировать и некому ее остановить, то так будет продолжаться всегда, во всяком случае, пока не изменятся условия. Личность, если имеет знания и разум меняет условия и делает их выгодными сразу для всех. Матери нужно понять, что БОЯЗНЬ –это трусость, а БДИТЕЛЬНОСТЬ – это предусмотрительность. Чем больше мы проявляем осторожность, тем меньше нам приходиться трусить, и наоборот чем трусливее мы, тем больше ужас в сознании не дает возможности проявлять бдительность. Если говорить о мере, то в логике существует мнение среди большого числа мудрецов, которые утверждали, что нужно выбирать средний путь, то есть и с одной стороны меньше бояться и в меру быть бдительным. Но если страх присутствует, то он породит сомнения и неуверенность в том, что мы делаем, поэтому, необходимо изменить мотив и причины наших действий. Мотив страха, боязни и сомнений – эгоистичен, поэтому нам нужно полностью перенести смысл жизни на дочь, которая в принципе и должна быть нашим смыслом жизни. Здесь нужно предусматривать, предвидеть и предугадывать ее будущую деградацию и предотвратить ее уже в начале, проявив находчивость. Нужно просто понять, что дети рвутся на дискотеку от безделья, потому что им не с кем общаться.

Нам необходимо заполнить вакуум их времени, увеличив свои часы пребывания с ребенком. Причем нужно организовать ваше общение так, чтобы оно приносило пользу и радость вам обоим. В этом могут помочь пары сопряженных нравственных понятий. БДИТЕЛЬНОСТЬ нужна любому человеку как личности, потому что слепота и глупость вместе с легкомыслием и беспечностью приводит к плачевным и трагическим результатам, а трусость и малодушие личности не к лицу.

Смысл

(Общие понятия)

Разум

(Частные понятия)

Логика

(Единичные понятия)

Бдительность

Осторожность, предусмотрительность Опасение

Боязнь

Трусость, страх Опасение

STRUGGLE FOR LIFE (англ.) – борьба за существование.

Все пары

www.naefremov.narod.ru
Автор проекта Роман Ефремов

www.nolie.ru
Сайт-поддержка

Яндекс.Метрика