Кризис сознания. Системное мышление. Этическое мышление.

Сознание мышление

"Величайшие события в мире — это те, которые
происходят в мозгу у человека." Оскар Уайлд

Кризис сознания

Кризис сознания современного человека выражен в невозможности поиска логических выходов из ситуации всемирного экономического кризиса, который неожиданно для современной экономической науки возник в 2008 году.
Мы часто слышим из уст обывателя выражение о том, что кризис происходит не в экономике, а в головах. Конечно, если бы был известен выход из кризиса, то правительства стран попросту его бы не допустили, так как лучшая ситуация для выхода из любой некомфортной ситуации - это самое начало этой ситуации. В настоящее время кризис усиливается и его отрицательные последствия уже влияют на экономику всего мира. И так как до сих пор не появилось ни одного внятного плана выхода из глобальной экономической стихии, можно говорить об отсутствии идей, отсутствии нужного уровня мышления у экономиство и значит о кризисе сознания. Определить в чём именно заключается кризис сознания достаточно сложно, так как мышление человека развивалось в результате погружения в существующую экономическую модель, а значит логика людей целиком и полностью зависит от условий, которые создавались и описывались в книгах тысячелетиями. Для того, чтобы оценивать правильность этих условий и объективность существующей логики, необходимо мысленно выйти за её рамки, то есть сознанием возвыситься над действительностью, над всеми людьми и рассуждать обо всём с точки зрения бога. Если предположить, что наши условия и наша логика являются искажением и уходом в сторону от некоей правильной и объективной или истинной логики, то для того чтобы оценивать степень искажения современного сознания человека, необходимо обладать знаниями об истиной или объективной логике. Представьте, что вам всю жизнь твердят и доказывают, что земля плоская и что 2 умножить на 2 равно 5. Если никаких других сведений о форме земли и о других математических рассчётах нет, то как вы узнаете, что земля круглая, а 2х2=4? Вы будете пребывать в неведении или обладать искажёнными знаниями до тех пор, пока какой нибудь гений не откроет вам истину, сказав что земля на самом деле не плоская, а круглая, а 2х2=4.

Искажённое мышление


Человечество испокон веков пробирается и развивается вслепую. Первая обезьяна-человек не имела и не могла иметь представлений о том, в каком направлении ей развиваться и в каким образом должно прогрессировать всё племя "неандертальцев", которые её окружали. В своём контексте они решали задачи ближайшей перспективы, а именно охотились за животными и пытались выжить в условиях дикой и опасной природы. В те времена они были уверены, что делают всё правильно, так как не знали, что в будущем животных будут выращивать на фермах, разделывать мясо и продавать на рынке. С ростом население возникала новая формация - первобытнообщинный строй, в котором первобытным людям приходилось в группе охотиться за животными и мясо уже делить по какой-то логике среди всех представителей общины. Как можно было определить, насколько было искажено мышление первобытных людей, находясь среди них? Никак. Рабовладельческий строй весьма жестокий и несправедливый, в котором большинство людей были рабами, стал новым витком развития цивилизации. Сегодня, когда рабов практически нет, и все люди равны, мы понимаем, что мышление рабовладельцев и рабов в ту эпоху было искажённым, так как мы доказали, что прогресс намного больше в той формации, где нет рабов, а есть большое количество свободных потребителей. То есть, критерием оценки степени искажённости мышления и сознания, является прогресс общества. Чем больше прогресс человека и общества, тем меньше искажений в сознании.

можно ли сказать, что капитализм даёт максимум прогресса обществу? Относительно рабовладельческого или феодального строя - конечно можно, однако, так как имеется огромное количество дисгармонии, диспропорций и деструктивных черт в этой формации, можно говорить и о том, что существует какая-то другая формация, в которой прогресс намного превосходит сегодняшний, а значит мышление людей жвиущих в капитализме искажённое, относительно той гипотетической формации, где оно будет менее искажено. Так как капиталистическая формация завершается, а денежная система и экономика разрушаются, значит человечество двигалось в неправильном направлении развития и в процессе этого движения исказилось сознание всех людей, так как логика, по которой они жили была необъективной. И в этом случае можно только гадать, какая логика является правильной и объективной, так как мозг большинства представителей человечества признаёт естественной и привычной только ту логику, по которой он привык жить и развиваться. И мозг будет сопротивляться любым другим формам мышления, считая их нелогичными и неестественными для себя. Но при этом мы можем с уверенностью сказать, что гипотетически существует и истиный путь развития человечества, от которого мы отклонились в процессе перехода из одних формаций в другие, и объективное мышление, которое сформировалось бы в человеке, если бы он развивался сам и развивал общество правильным путём.

Вообще, искажения нашего мышления не трудно найти, как не трудно определить образ истиного или правильного, неискажённого общества. Если взглянуть на наш мир, на нашу экономику и наше общество и увидеть все их недостатки, то появится и основа для дальнейшего развития цивилизации и основа для мышления в ней, менее искажённого, чем сегодняшнее. Недостатки нашего мира - это войны, преступления, эгоизм, нацизм, агрессия, нищета, несправедливость, безработица, лень, невежество и т.д. Причинами этих недостатков являются и факторы природы человека, и несовершенство экономической модели, и проблемы в образовании и науке. Большинство людей видят все эти недостатки и ежедневно о них говорят, как о естественных и существовавших во все времена. Мы видим все недостатки нашего мира, но не знаем, как с ними бороться, потому что привыкли рассуждать о логике нашего мира, как о естественной и нормальной, привычной логике, которая на самом деле, является искажённой.

Эволюция мозга


Кроме непосредственно искажения мышления и сознания современного человека, возникшего в результате неправильного пути развития общества, существует ещё проблема уровня мышления, который является результатом эволюционного развития мозга, как биологического организма. Мозг любого человека постоянно развивается в процессе восприятия, структурирования и усваивания информации. То есть, любой мозг в каждый момент времени, находится на определённом этапе эволюционного развития, и в зависимости от уровня своего развития, он обладает теми или иными способностями, для того, чтобы понимать и оценивать происходящие вокруг него события, адекватно реагировать на них и выходить сообразно своему пониманию из тех или иных ситуаций. Уровень эволюционного развития можно определить по уровню мышления мозга, как то его способности правильно понимать действительность, более глубоко структурировать логику происходящих событий, более точно определять их причины и следствия.

У современного человека показателем высокого уровня развития мозга являются большой словарный запас, высшее образование и способность понимать большое количество сложной аналитической информации. Однако, такое развитие от полного непонимания происходящего вокруг, как у ребёнка, до чётких представлений о мир, как у учёного, происходит в рамках одного этапа эволюции мозга. В настоящее время мозг человека не вышел за пределы первого уровня эволюции, так как способен рассуждать только в рамках эгоистического, эмоционального мышления контекстуальной (фрагментарной) логики. Эгоистическим мышление современного человека можно считать, так как всякое умозаключение в нём сопоставляется с главным смыслом жизни – эгоистическим. Эмоциональным такое мышление можно считать, так как главным результатом мыслительной деятельности являются эмоциональные состояния, а не выход из ситуаций. Логика современного мыслящего человека является контекстуальной или фрагментарной, потому что мозг на данном этапе эволюции не способен рассуждать о целой картине действительности и приводить её к какому-то рациональному смыслу, а может лишь рассматривать отдельные ситуации в этой действительности и оценивать их с точки зрения личного понимания. Соединять различные фрагменты окружающей действительности, так чтобы получившаяся картина имела рациональное объяснение, мозг на данном этапе эволюции не может, поэтому рационально обосновывать происходящее он привыкает только в отдельных контекстах или ситуациях. Например, мозг не может объяснить, почему все люди много работают, но при этом во всей системе происходит постоянные экономические проблемы.

Причиной кризиса сознания и является ограниченные возможности человеческого мозга, связанные с недостаточно глубокой мыслительной деятельностью. Мозг эволюционирует в результате самостоятельного сосредоточения над событиями действительности и поиска причин и следствий этих событий в процессе сопоставления своих убеждений с идеальными понятиями. Чтобы понять, в чём состоит кризис сознания современных людей, необходимо узнать, чем отличается современное мышление и современная логика 1 уровня эволюции мозга от логики 2 уровня эволюции мозга.

Объёмное мышление


Мышление 2 уровня эволюции мозга отличается от мышления 1 уровня наличием объёмного мышления, то есть способностью мозга представлять сложные движения в трёхмерном пространстве. Если сравнить формы рассуждений людей над формой и движением планет во вселенной, то мы увидим, что первоначально люди считали, что центром планеты является Земля. Следующей версией о принципах вращения планет стала гелиоцентрическая система, согласно которой в центре вселенной находится солнце, а все планеты вращаются вокруг него, находясь в пределах одной плоскости. Такая модель солнечной системы связана с плоским мышлением 2 уровня эволюции мозга.

Совершенно очевидно, что солнце не стоит на месте, а движется вместе со всеми планетами по своей орбите и планеты не могут находиться на одной плоскости, так как во вселенной при взгляде на звёзды, не видно каких-либо объектов выстроенных в определённую правильную фигуру. Таким образом, если солнце движется по своей орбите, следовательно, планеты вращаются вместе с ним по спирали. А вращение планет по спирали даёт основание предполагать, что и вся солнечная система вращается по спирали вокруг какого-то другого объекта. Такое спиралевидное вращение всех объектов формирует сложную объёмную конструкцию, которая, возможно, станет следующей теорией о движении планет.

Для того, чтобы развить объёмное мышление 2 уровня эволюции мозга, необходимо решать пары сопряжённых нравственных понятий, которые формируют в мозге навык размышлять в рамках более сложной четверичной логики.



Системное мышление


Способность мозга видеть любой объект действительности, как часть системы, а также достоверно определять зависимость всех частей системы друг от друга, находить способы воздействия на всю систему через отдельные её структурные части, прогнозировать возникновение, развитие и разрушение всей системы и отдельных её частей в пространстве и во времени называется системным мышлением. На данном уровне эволюции мозга, большая часть людей обладают локальным системным мышлением, то есть способны размышлять в пределах небольших по размеру систем имеющих конкретные визуальные образы. Например, врачи могут достоверно определять болезни у пациентов, так как разобрались в биологической системе организма человека и по изменениям в отдельных его частях, могут сказать, какая часть организма поражена болезнью. Организм человека имеет конкретный визуальный образ, который мозг может легко представить и в рамках визуального восприятия размышлять над закономерностями поведения различных органов в теле человека в различных ситуациях. Инженер может рассуждать над устройством автомобиля, как сложной механической системы, находить зависимость различных частей его друг от друга и определять поломки в нём по изменениям в поведении этого технического средства и его частей. Мозг способен размышлять над такими системами, потому что способен благодаря глазам полностью обозревать форму и внутреннее строение локальных систем. Однако на данном этапе эволюции, мозг не может размышлять над большими и сложными абстрактными понятиями, такими как экономическая система. Для того, чтобы полностью понять экономическую систему, необходимо расширить сознание до глобального уровня, чтобы мозг мог мысленно охватить всю экономическую модель и воспроизвести её образ.

Однако, обладать системным мышлением 2 уровня эволюции, значит видеть систему не только в сложных объектах, имеющих визуальный образ, но и в человеческих отношениях, в самой работе мозга, в формировании чувств и т.д. Системное мышление 2 уровня эволюции формируется в процессе сосредоточения над сопряжёнными понятиями. В процессе размышления над сопряжёнными понятиями, мозг более глубоко структурирует логику и расширяет понимание действительности и воспринимает её как систему. Примером структурирования логики может быть теория о клетках биологии и атомах в физике и химии. До появления атомной теории, человек не мог объяснить поведение различных веществ в природе, так как это невозможно понять на уровне целых субстанций. Ведь невозможно объяснить, почему замерзает вода при понижении температуры и закипает при повышении, если не ввести понятие атом. И наоборот, как только ввели модель атома или молекулы, как составной части любого вещества, сразу появилось объяснение поведения вещества на уровне молекул и атомов.

Динамическое мышление


Динамическое мышление – это способность мозга быстро переключать сознание из одного контекста той или иной системы в другой, нужный, для того, чтобы находить объяснение поведению всей системы и определять причины её поведения. Динамическое мышление 1 уровня эволюции можно наблюдать у современного предпринимателя, руководящего сразу несколькими организациями. В процессе принятия решений его мозг способен быстро мысленно заходить в контексты различных объектов и структур своих владений, воспроизводить ситуации в них, поведение сотрудников и способы выхода из тех или иных ситуаций.

Динамическое мышление 2 уровня эволюции мозга происходит в рамках абстрактных многосложных явлений, касающихся всех частей глобальной системы отношений между всеми людьми на планете. Человек, обладающий динамическим мышлением 2 уровня способен быстро заходить в контексты различных людей на планете, определять причины их поведения в различных ситуациях, логику мышления, и прогнозировать не только их действия, но и результаты этих действий. Также, человек, имеющий развитое динамическое мышление 2 уровня способен быстро заходить в контексты различных экономических, политических, нравственных и всяких других ситуаций в глобальном мире и находить этически грамотный выход из них, удовлетворяющий интересы всех участников этих ситуаций.

Этическое мышление


Этическое мышление 1 уровня эволюции мозга подразумевает нравственное поведение человека в различных ситуациях общей системы человеческих отношений, так как сделать всю систему нравственной и возможность сделать нравственным поведение всех людей во всех ситуациях невозможно. В результате, общая картина мира полна войн, бедствий, несправедливости и безнравственности, но в каких-то ситуациях человек может совершить то тут, то там этически грамотные поступки, тем самым подтвердив, что в какой-то степени, он обладает определённым уровнем этического мышления. Например, человек может считать себя цивилизованным, если он не мусорит на улице, но при этом считается нормальным факт существования сотен тысяч свалок вокруг городов. Человек считает нравственным поступком помощь нищему, просящему подаяние, однако искоренение нищеты, как системного порока, считается невозможным. Таким образом, можно констатировать, что на данном этапе развития этического мышления, человек способен рассуждать в рамках контекстуальной или ситуативной этики, которую он считает объективно правильной и единственно возможной. Для того, чтобы мир стал более нравственным и справедливым, необходимо полностью изменить всю систему экономических отношений в обществе, но как это сделать пока не представляется понятным.

Этическое мышление 2 уровня эволюции мозга предполагает логику в рамках справедливой системы отношений. В сегодняшней ситуации сформировать подобное мышление возможно только сосредотачиваясь над сопряжёнными нравственными понятиями. Этическое мышление 2 уровня помогает быстро находить этически грамотный выход из любых ситуаций, не ущемляя других участников этих ситуаций, проецировать модели отношений людей в справедливом обществе, а также проецировать глобальные экономические модели с наименьшим количеством недостатков. Важность этического мышления для понимания системы человеческих отношений трудно переоценить. Так как каждый человек является структурной единицей экономической системы, без понимания его мыслей, слов и поступков, невозможно понять функционирования всей системы. Системное мышление возникает, как результат эволюционирования этического мышления до 2 уровня.

Глобальное мышление


Глобальное мышление 2 уровня эволюции – это способность мозга воспроизводить образ глобального мира и системы отношений между народами, достоверно понимать принципы экономических отношений различных стран мира и влияние изменений в отдельных частях глобальной системы на всю мировую экономику. Глобальное мышление возникает, как следствие появления этического и системного мышления 2 уровня эволюции мозга. Человек, обладающий глобальным мышлением 2 уровня способен генерировать образ глобальных экономических моделей и моделей глобализации. Глобальное мышление может быть нескольких видов: глобально-синтетическое мышление, глобально-аналитическое мышление и глобально- конструктивное мышление. Глобально-аналитическое мышление – это способность мозга видеть структуру глобального экономического мира, определять принципы модели глобализации, определять влияние отдельных частей глобального мира на всю мировую экономическую систему, а также достоверно определять принципы формирования глобальной экономической модели в пространстве и во времени и прогнозировать её разрушение.

Глобально-синтетическое мышление – способность мозга соединять в логические цепочки события, происходящие в глобальной экономике, видеть закономерности в процессах, происходящих в различных структурных частях мировой экономики и определять какие из множества процессов и событий в глобальной экономике, являются причинами конкретных явлений в общей системе мировой экономики. Если глобально-аналитическое мышление связано со способностью мозга разбирать всю мировую систему на составные части и понимать различного рода зависимость этих частей друг от друга, то глобально-синтетическое мышление связано со способностью мозга прослеживать связи между всеми экономическими событиями и процессами.

Глобально-конструктивное мышление – это способность мозга находить недостатки в принципах экономических отношений между странами и народами, определять причины этих недостатков и влияние их на функционирование всей глобальной экономической системы. Глобально-конструктивное мышление – это способность мозга по недостаткам существующей экономической модели создавать глобальные экономические модели без недостатков и способы перехода всего глобального мира из одной менее совершенной экономической модели к более совершенной. Глобально-конструктивное мышление – это способность мозга конструировать идеальные экономические модели, как для отдельных стран, так и для всего мира.

Научное мышление


Научное мышление 1 уровня эволюции мозга связано с объединением всех научных мнений, появившихся в процессе развития человечества. Научные мнения, противоречащие друг другу в общей системе научной информации, в таком типе научного мышления считаются нормой, как считаются нормой научные изыскания, связанные с неподтверждёнными, в том числе сверхъестественными явлениями. Любая наука основывается на определённом уровне научного мышления, которым обладает учёный. В первую очередь степень научности мышления определяется уровнем этического мышления населения, так как наука во всех случаях выполняет заказ общества. Современная наука основана на низком уровне этического мышления, потому что выдуманные ею научные теории не исключают гибели большого количества людей, деградации населения и множество пороков общества.

Научное мышление 2 уровня эволюции мозга характеризуется высоким уровнем этического мышления, которое помогает учёным, обладающим таким мышлением, генерировать идеи и теории, реализация которых исключает массовые уничтожения и общественные деструктивные явления. Таким образом, степень научности подобных доктрин является более высокой по сравнению со степенью научностью теорий открытых учёными, обладающими этическим и научным мышлением 1 уровня эволюции мозга. Также, научное мышление 2 уровня эволюции мозга характеризуется более сложной структурой логики, в основе которой системное, глобальное и объёмное мышление 2 уровня эволюции.

Прогнозирующее мышление


Прогнозирующее мышление 2 уровня эволюции появляется после развития системного, этического и глобального мышления, в процессе сосредоточения над сопряжёнными нравственными понятиями. Умение прогнозировать развитие системы и видеть все изменения, происходящие в ней и в отдельных её сегментах, зависит от знания и понимания самой системы и принципов взаимодействия структурных единиц в ней. Существует несколько видов прогнозирующего мышления. Многие прорицатели способны видеть и предсказывать изменения в системе, благодаря глубокому знанию этой системы и пониманию, как она может изменяться под влиянием тех или иных факторов, в ближайшей и долгосрочной перспективах. Другие прорицатели способны предсказывать будущее благодаря индивидуальным особенностям своего мозга и развитой интуиции. На данный момент времени принцип прогнозирования таким способом является необъяснимым.

Кризис сознания


Отсутствие нужного уровня мышления у населения человечества приводит к множественным сложностям при переходе из одной экономической системы в другую. В процессе приспособления, мозг привыкает к условиям, которые приняты в системе и формирует соответствующее системе отношений мышление. В случае системного кризиса, возникает необходимость перехода в принципиально новую экономическую модель, что невозможно сделать из-за отсутствия нужного уровня мышления. Для того, чтобы население смогло встроиться в новую экономическую модель, необходимо понимать принципы устройства новой экономической системы, а для этого необходим более высокий уровень системного мышления. Для того, чтобы все люди могли организованно, спокойно, без войны и революции занять свои рабочие места и осуществить рост цивилизации уже в новой экономической системе, без недостатков предыдущей, разрушающейся модели. Для того, чтобы понять систему и принципы этических отношений между людьми в новой системе, необходим новый уровень динамического мышления, как способности мозга, переключать сознание из контекстов одной системы в ситуации другой, понимать принципы новой системы и видеть необходимые действия для того, чтобы новая система развивалась. Для того, чтобы развернуть новую экономическую модель на весь мир, необходим новый уровень глобального мышления.

Происходящий в мире, глобальный кризис денежной системы и монетарной экономики, ведёт к полному разрушению всех структур глобальной экономической системы и откат всего человечества на ранние стадии прогресса. Разрушение экономической системы в глобальных масштабах, говорит о том, что человечество шло неправильным путём развития, который завёл весь мир в экономический тупик. В случае обрушения денежной системы и финансового сегмента экономики, возобновить работу экономических систем в рамках сегодняшней этической логики и принципов организации экономических отношений будет невозможно. Поэтому необходимо будет всё население, обладающее монетарным типом мышления встроить в немонетарную экономическую систему используя механизм религии. Люди должны встроиться в новую модель, не понимая её устройство и принципы функционирования, а только веря в её возможности.

15.12.2014
Р.Ефремов
Размещение материалов возможно
только с активной ссылкой на сайт.

Видеоподдержка концепции

 

www.naefremov.narod.ru
Автор проекта Роман Ефремов

www.nolie.ru
Сайт-поддержка

Яндекс.Метрика