Сопряжённые понятия (пары)

Жизнь — активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с
её физической и химической формами существования.

Снисхождение - Высокомерие


У гордости может быть благородное Великодушие, у тщеславия никогда Ничего не бывает, кроме низкой Зависти.

Пьер Буаст.

Женщина прощает только тогда, Когда она виновата.

Арсен Хуссе.

Лишь эгоизм делает разницу между Добром и злом. То что эгоистично - безнравственно, то что бескорыстно – нравственно.

Свами Вивекананда.

Извинить бога может только то, Что его нет.

Стендаль.

Мы должны вернуться к парам высокомерие – достоинство и снисходительность – потворство, чтобы увидеть разницу в данных понятиях. ВЫСОКОМЕРИЕ – это гордое и надменное отношение к кому-либо, а также чрезмерно высокая самооценка. СНИСХОЖДЕНИЕ – это проявление невзыскательности и не строгости. Когда мы невзыскательны к кому-либо, то есть снисходим до его слабостей, то можно сказать, что мы возвышаемся над ним.

Когда проявление СНИСХОЖДЕНИЯ обходится без высокомерия? Ведь ВЫСОКОМЕРИЕ - это основа эгоизма, а значит безнравственности, а СНИСХОЖДЕНИЕ, во многих случаях – это проявление участия и понимания другого человека. Приведем пример. Представим, что друг попросил нас выполнить для него очень важное поручение, скажем, встретить его родственников из поездки. Он не мог это сделать сам, потому что был на работе.

Представим, что мы не выполнили его просьбу, так как нечаянно забыли о ней. Мы честно можем признать свою ошибку и пойти попросить прощения у друга за свое безответственное поведение. Здесь будет важна причина, по которой нас будет прощать друг, именно она станет контекстом сопряжения в паре СНИСХОЖДЕНИЕ – ВЫСОКОМЕРИЕ. ВЫСОКОМЕРИЕ мы здесь будем констатировать, если друг простит нас, потому что другого отношения от нас к его просьбам он и не ожидал. С такой причиной его просьба изначально была нашей проверкой.

То есть, когда он просил нас выполнить его поручение, он уже был высокомерен, полагая, что мы можем с ним не справиться, так как он изначально считал, что нам нельзя поручать такие дела, потому что нельзя потом спросить с нас за содеянное. ВЫСОКОМЕРИЕ, эгоизм и двуличие в данной ситуации проявляется в том, что наш друг раздражается от нашей невнимательности и чувства недовольства в своем сознании. ВЫСОКОМЕРИЯ здесь будет еще больше, если наш друг до этого сам безупречно выполнял все наши просьбы.

Тогда в его раздражении будет еще и упрек в том, что мы повели себя подло по отношению к нему. В этом случае все его заботы и благодеяния по отношению к нам станут для нас порабощением. То есть, все, что он для нас делал, совершалось для того, чтобы мы были ему обязаны. Еще большее высокомерие будет прослеживаться, если наш друг простит этот проступок лишь на словах, а на самом деле в душе запомнит его и будет ждать такого момента, когда он сможет отомстить нам. В этом случае ВЫСОКОМЕРИЕ будет дополняться лицемерием и жестокостью. ВЫСОКОМЕРНЫЙ здесь будет убеждать себя считать нас неполноценными, не умеющими держать слово людьми, у которых нет гордости, потому что мы пришли просить прощения и чести и достоинства, потому что наш поступок он будет считать недостойным. СНИСХОЖДЕНИЕМ будет тогда совершенно другая реакция друга. Он должен вспомнить, что все люди и он в том числе иногда совершают ошибки. Достоинство человека заключается в бескорыстной добродетели, поэтому здесь лучше вообще не упоминать об инциденте, чтобы не вызвать неудобной ситуации. Это и будет называться СНИСХОЖДЕНИЕМ.

Причем, даже если в своем СНИСХОЖДЕНИИ мы будем надеяться на то, что человек совершивший ошибку сам захочет объясниться, в этом уже будет проявление ВЫСОКОМЕРИЯ, ибо мы берем на себя право, пусть даже в мыслях, осуждать и оценивать других людей. Настоящее совершенство наступает только тогда, когда человек стремиться избавиться от скверных мыслей, очистить свой мозг от недостойных помыслов. Приведем другую ситуацию.

Представим неравный брак: богатый жених и бедная невеста. Будет ли семейство жениха проявлять СНИСХОЖДЕНИЕ к родным невесты, или обязательно будет присутствовать ВЫСОКОМЕРИЕ, кичение своим материальным достатком и самодовольство. Дело в том, что в таких ситуациях обе стороны проявляют ВЫСОКОМЕРИЕ, но только в тех случаях, где подавлением личности задевается достоинство какой-либо стороны.

В результате подобных случаев богатые демонстрируют перед бедными силу денег, проявляя к ним ВЫСОКОМЕРИЕ, а бедные, эгоизм которых уязвлен, считают людей с деньгами безнравственными, глупыми и бесчувственными. Однако, если явного ВЫСОКОМЕРИЯ не наблюдается, то отношения между различными людьми по уровню жизни кажутся стабильными. Но и ВЫСОКОМЕРНЫМИ мы можем быть лишь в определенном контексте, то есть, например, в данной конкретной ситуации, когда нас кто-нибудь оскорбляет. Здесь в защите своего достоинства нужно тоже знать меру. Если вы уверены, что человек, который оскорбляет вас незаслуженно – не прав, то можно проявить СНИСХОЖДЕНИЕ к его несдержанному поведению и склонности к заблуждению и не реагировать на нападки. Однако не следует при этом быть ВЫСОКОМЕРНЫМИ и считать такого человека глупым и невежливым. Люди кричат друг на друга и раздражаются, воюют и ненавидят, не потому что ненавидят, а потому что спят. Спит наш разум сном веков, миром правит логика. Зайдем в сознание начальника, который заметил, что мы пришли на работу в нетрезвом состоянии. Начальники в логике, точно также выполняют приказы, как и их подчиненные, но даже не это нам важно.

Представим, что начальник делает нам замечание, и мы оправдываемся перед ним, обещая, что больше такого не повторится. Он, конечно, простит нас, но как он это сделает? Высокомерный начальник может не считать нас личностью, раз мы появились в недостойном виде на работе. Он может поэтому повышать голос и оскорбить нас при людях, которые к данной сцене будут относиться скептически. Конечно, здесь мы будем говорить о высокомерии, как средстве подавления личности подчиненного. Высокомерный начальник при этом будет считать, что мы с этих пор у него на крючке и требовать от нас безупречного выполнения его указов, иначе зачем он вообще нас прощал. В этом случае мы должны усмотреть выгоду начальника в подавлении и строгом отношении к нам, а поэтому нельзя констатировать сдержанность. Поэтому все начальники лицемерят, то есть изображают ответственность, морща лоб и надувая щеки.

Впоследствии, они приобретают стереотип командира и могут отдавать приказы людям, даже не находясь в контексте своего места работы. СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬЮ в данной ситуации мы будем называть реакцию начальника, когда он прошел мимо и сделал вид, что не заметил, что мы пришли трудиться в пьяном виде, конечно, если мы впервые это сделали. Начальнику трудно будет овладеть собой и сдержать эмоции, ведь, появляясь на производстве пьяными, мы бросаем вызов его эгоизму: он будет считать себя плохим начальником и подозревать, что также думают все остальные. Проявить СНИСХОЖДЕНИЕ здесь будет более мудрым решением, чем возвышаться над тем, кто совершил ошибку. Главное здесь проследить, не привела ли его такая реакция к попустительству и потворству.

Лучше всего обладать зоркостью и видеть эгоизм издалека и стараться избавлять человека от него незаметно для окружающих. Другое дело рабочий, как эгоист может не понять наших устремлений и ходить на работу пьяным каждый день, а мы не сможем его наказать, потому что он при этом хороший специалист или сын нашего друга. В логике все повязано на эгоизме людей, и когда мы рассматриваем тонкости человеческого мышления, мы знаем, что в реальности выглядит все в сотни раз грубее и страшнее. Но это вовсе не означает, что человек не может быть личностью. Нужно найти причины его деградации и избавляться от них.

Смысл

(Общие понятия)

Разум

(Частные понятия)

Логика

(Единичные понятия)

Снисхождение

Терпимость, Толерантность Невзыскательность, Нетребовательность

Высокомерие

Спесивость, Чванливость, Заносчивость, Зазнайство, Гонор. Невзыскательность, Нетребовательность

Но истинное СНИСХОЖДЕНИЕ – это вовсе не слепая терпимость, и не всепрощение, тогда оно было бы безумием, а это терпеливое стремление помочь любому человеку обрести разум и прийти к совершенству. Истинное СНИСХОЖДЕНИЕ – это признание злейшего врага другом, и любого человека равным себе и равным богу, это спокойствие сознания и мудрость. Умение овладеть сознанием любого человека, открыть ему глаза на мир и открыть его самого – вот смысл и предназначение личности.

Настоящее удовлетворение от жизни можно получить только заслужив уважение и любовь других людей, в том числе и близких. Вырастить сына – не значит одеть и прокормить, не значит дать образование и не значит помочь устроиться в жизни и приспособиться к условиям. Воспитать – значит сделать свободным сознание человека. Научить жить своим умом, видеть и понимать настоящую сущность всего и суметь не пропасть в темноте собственного безумия. Здесь мы должны еще сказать, что ВЫСОКОМЕРИЕ родителей – в подавлении личности ребенка. Если отец не находит времени и терпения на убеждения и научение словом и примером, то надежды получить в конце воспитательного процесса личность - нет.

Все пары

www.naefremov.narod.ru
Автор проекта Роман Ефремов

www.nolie.ru
Сайт-поддержка

Яндекс.Метрика