Сопряжённые понятия (пары)

Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих общее
понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

Надзор и Недоверие


Откровенность – вовсе не Доверчивость, а только дурная Привычка размышлять вслух.

В.О.Ключевский.

Недоверие есть проявление Робости.

Поль Клодель.

Один момент раскроет вам Злодея, но честность познается Лишь годами.

Софокл.

Самое страшное неверие – это Неверие в самого себя. Томас Карлейль. Доверяй, но проверяй.

Пословица.

Эта пара рассматривается в группе пар сопряженных нравственных понятий подозрительность – зоркость, наблюдательность – суеверие, лицемерие – сдержанность и других. Начнем с примера. Мы каждый день проверяем у нашего ребенка уроки, то есть, осуществляем НАДЗОР за его развитием и поведением. И вот в очередной раз спрашиваем, какие успехи у него в школе. Сын уверяет нас, что у него все там в порядке, но мы просим показать его дневник. То есть, здесь можно сказать, что мы НЕ ДОВЕРЯЕМ собственному ребенку, раз не верим ему на слово. Значит каждый раз осуществляя НАДЗОР за кем-то, нас можно упрекнуть в НЕДОВЕРИИ к людям.

Абсолютным понятием в данной паре будем считать НАДЗОР. Необходимо найти причину данного явления, его разумность и отличие от НЕДОВЕРИЯ. НАДЗОР – это наблюдение с целью проверки, синоним слова присмотр. Причина НАДЗОРА в логике такая же, как и у НЕДОВЕРИЯ – ненадежная природа человека. Мы все не можем существовать бесконтрольно. На человека нельзя свободно положиться, на него нельзя спокойно надеяться и в нем нельзя быть полностью уверенным. Для того, чтобы любой человек совершал действия, необходимо, чтобы кто-нибудь подавлял его эгоизм.

Причем основная точка подавления – страх. В итоге мы имеем вертикаль устрашающих органов подавления, которые попутно осуществляют надзор за деятельностью каждого человека при помощи различных механизмов управления. На производстве нас устрашают уставами и правилами, в обществе нас ограничивают законы и нормы поведения, мнения различных стереотипов и подавление других людей. В детстве родители, воспитатели и учителя контролируют каждый наш шаг. Даже в собственном доме невозможно укрыться от принятого стандарта существования, непонимания и осуждения людей. Таким образом, основная причина НАДЗОРА – НЕДОВЕРИЕ. НЕДОВЕРИЕ – это сомнение в правдивости и подозрительность. Почему мы должны контролировать действия друг друга? Почему нельзя полагаться на сознание человека? Потому что оно эгоистично. Мы же можем думать только о себе и делать все только для себя. Тот, кто НАДЗИРАЕТ, знает, что он надзирает за эгоистом. Но он и подозревает его только потому, что сам такой же эгоист. То есть, мы НЕ ДОВЕРЯЕМ людям, потому, что не доверяем себе. Подозревая друг друга, и надзирая друг за другом, нам все равно едва ли удается подавлять эгоизм каждого полностью. Как только человек оказывается вне зоны обозрения, он сразу же стремится совершить своеволие. То есть, именно само существование несправедливых законов и лицемерных норм побуждает нас нарушать их. Например, родители запрещают своему ребенку курить, устрашая его наказанием, если он ослушается. Здесь создано условие для раздражения запретом. Реакция сознания на любой запрет – сомнение и беспокойство.

Если ребенок увидит выгоду для себя в чем-либо, то никакие запреты и наказания не остановят его на пути к самореализации. Любое подавление вызывает только сопротивление, раб рано или поздно сбрасывает свои оковы и тогда он сам становится тираном. Но человек рвется на свободу от угнетения вовсе не потому, что вдруг сознает, что он – личность и в нем просыпается самолюбие. Основной мотив здесь для действий – неудобство или невозможность существования, невозможность сопротивляться условиям.

Рефлекс мозга, зацикливаясь, порождает желание, которое в логике всегда доминирует над сознанием. Ребенок обязательно попробует сигарету, когда будет находиться без присмотра. Поэтому все революции происходили тогда, когда люди были доведены до крайней степени отчаянья. Если создаются условия, в которых существование становится тягостным, то никакой НАДЗОР не удержит людей, которые уже не будут приспосабливаться, а станут подавлять. Ведь только так в логике можно изменить условия. Вернемся к НЕДОВЕРИЮ. Мы в любом случае не определим точно момент, где наш НАДЗОР происходит не из-за НЕДОВЕРИЯ. Зайдем в контекст солдата или младшего офицера, который осуществляет контроль на дороге в военное время. Задача его проверять документы у всех без исключения и не пропустить врага или террориста. То есть, он поставлен, чтобы НЕ ДОВЕРЯТЬ никому. Если он беспристрастен в исполнении своих обязанностей и действительно проверяет всех, то мы будем называть это НАДЗОРОМ. Однако, если он без проверки пропустил своего друга, чтобы тот не усомнился в его преданности, а затем, не осмотрел машину генерала, потому что хотел продемонстрировать ему свое доверие, чтобы выслужиться, то здесь мы будем констатировать НЕДОВЕРИЕ к тем людям, которые не выгодны нашему солдату. Таким образом, НЕДОВЕРИЕ содержит эгоизм, личную заинтересованность. Солдат в ситуации с генералом и со своим другом неправильно решил эту пару, поэтому может стать виновником диверсии или террористического акта.

Здесь ему нужно было выбрать понятие НАДЗОР и проверять всех, раз есть такой приказ, тем более оказав доверие выгодным для себя людям, солдат все равно будет сомневаться и подозревать их. Приведем другую ситуацию. Ребенок не выучил уроки и врет своим родителям, что он сделал их. Если родители неверно решат эту пару, они не станут проверять своего ребенка, решив, что он подумает тогда, что они ему не доверяют. Здесь эгоистическое желание родителей добиться любви сына и не потерять с ним контакт делает их глупыми в глазах хитрого врунишки, который впоследствии станет лицемером и лентяем. Поэтому за ним, как и за любым человеком нужен постоянный НАДЗОР. Для этого необходимо беспристрастно и терпеливо, доброжелательно и с уважением контролировать ребенка, пока он не станет разумным. Здесь любые надежды на чудо станут иллюзиями и приведут к трагедии и для родителей, и для самого ребенка, и для всего общества.

Смысл

(Общие понятия)

Разум

(Частные понятия)

Логика

(Единичные понятия)

Надзор

Контроль, проверка Наблюдение

Недоверие

Подозрительность, Неуверенность, Сомнения Наблюдение

В любви ревность заставляет нас подозревать близких людей в неискренности их чувств. Чтобы развеять свои подозрения, мужья начинают шпионить за женами, жены контролировать своих мужей. Здесь, конечно, речь идет о недоверии друг к другу и заведомо предвзятом отношении. Ведь боязнь быть обманутым и получить невыгодную ситуацию для себя – эгоистична, но она появляется только после того, когда нас уже один раз обманывали. В большинстве случаев наша подозрительность наиграна и условна. Ведь подозревать мужа в неверности – это значит знать, что он может изменить.

А раз это так, то никакая слежка, как подавление не остановит его, мы просто своим надзором стараемся избежать невыгодную ситуацию для себя, которая может повлиять на нашу дальнейшую жизнь не лучшим образом. К тому же НЕДОВЕРИЕ к другим людям необходимо нам для страхования собственных ошибок. Ведь если кто-то теряет меру, значит мы тоже имеем право не ограничивать себя стереотипами. В результате НЕДОВЕРИЕ – это поиск оправдания своим собственным грехам, тогда НАДЗОР – это самоконтроль. Контролируя своего ребенка во всем, мы контролируем самих себя, что мы помним и думаем об ответственности за другого человека. НАДЗОР и зоркость помогут нам не уклониться от цели и не отвлекаться от своего стремления. Задача родителей обладать зоркостью, чтобы сразу распознавать в своем ребенке ростки эгоизма и убеждениями и примерами ситуаций предупреждать его развитие в сознании. Для этого требуется постоянный неусыпный надзор и контроль не только действий и слов маленького человека, но и его мыслей и чувств, тогда будет иметь смысл вера в разум и надежда на то, что мы сможем воспитать личность. Следует сказать, что понятие НАДЗОР абсолютно разумное. Если зайти в контекст пчелиной семьи, то мы увидим, что все пчелы без указаний делают свое дело.

Каждая пчела летит за медом к цветкам, а потом обратно в улей. Если им никто не указывает, что делать, значит, они совершают все действия сознательно, но тогда они должны присматривать друг за другом, осуществляя контроль над деятельностью пчел вокруг, иначе взаимопонимания им не достичь. То есть, каждая пчела испытывает уверенность в своих действиях, пока видит, что работают все остальные пчелы, и здесь речь идет не о недоверии, а об общем порядке, едином для всех членов сообщества. В нашем обществе понятие НАДЗОР не имело место никогда, ведь у нас никто не контролирует действия членов общества, однако все НЕДОВЕРЯЮТ друг другу.

Мы полагаемся на совесть каждого человека, хотя знаем, что на нее полагаться нельзя. Кроме того, человек считает, что если за ним будет осуществляться постоянный НАДЗОР, то он потеряет свободу. Здесь вновь идет путаница понятий. Возьмем инженера, который не вышел на работу по неуважительной причине. Он позвонит на производство и будет утверждать, что у него веская причина для того, чтобы прогулять. Тот, кто с ним будет разговаривать по телефону, обязательно будет подозревать его в обмане, поэтому будет требовать доказательств того, что причина действительно веская. Однако, если сослуживец окажется знакомым человеком, другом, то есть выгодным по контексту, то с ним можно будет договориться, чтобы он не требовал доказательств. В итоге государство вынуждено будет придумывать такие средства, чтобы на производствах не процветала расхлябанность из-за несознательности людей. И единственным средством здесь будет установить дополнительного контролера. Ведь, кроме того, все работники, увидев, что можно отлынивать от работы безнаказанно, станут пользоваться этой возможностью, так как она слишком будет раздражать сознание. Возьмем учителя в школе. Ученик отпрашивается с урока, потому что ему нужно идти в больницу.

Смысл НАДЗОРА в том, что если мы осуществляем его, то сразу за всеми, то есть без эгоизма. То есть, учитель должен обязательно проследить за тем, был ученик в больнице или нет. Учитель конечно не станет этого делать, потому что боится обнаружить свое НЕДОВЕРИЕ к ученикам и тем самым потерять контакт с детьми, и к тому же учитель считает ниже своего достоинства шпионить за учениками, путая понятия достоинство – высокомерие, или ему просто лень это делать или он не знает как добиться от всех ответственного отношения к учебе.

Здесь он путает разные пары понятий: снисходительность – потворство, неумение – трудность, свобода - беспредел. В итоге НАДЗОРА, как такового нет, зато постоянно есть беспокойство, что тебя обманывают и подавлять эгоизм криком и принуждением. Но мы все НЕДОВЕРЯЕМ друг другу и подозрительны от невежества, потому что просто думаем, что мы умнее других и не знаем законов логики. В логике нет свободы как таковой, ведь мы везде наталкиваемся на эгоизм других людей и вынуждены, чтобы обеспечить себе существование все больше раздвигать рамки дозволенного за счет эгоизма людей, которым мы выгодны, и все прикрываем интересы друг друга.

Абсолютный НАДЗОР мы получим тогда, когда полностью предоставим контроль над собой другим людям. Тогда каждый будет следить за каждым, и проявление эгоизма будет обнаруживаться сразу. Тогда человек не сможет проявлять эгоизм, потому что его будет подавлять зоркость других людей. В итоге мы получим абсолютную свободу, когда все можно делать для других людей, при этом пользуясь тем, что они делают для нас.

Надзор и Недоверие (видео)

начало в 01:20:00

 


Все пары

www.naefremov.narod.ru
Автор проекта Роман Ефремов

www.nolie.ru
Сайт-поддержка

Яндекс.Метрика