Сопряжённые понятия (пары)

Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию
объективных знаний о действительности.

Потрясение и Страх


Страх есть ничто иное, как Лишение помощи от рассудка.

Книга Премудрости Соломона.

Страх то придает крылья ногам, То приковывает их к земле.

Мишель Де Монтень.

Отчаяние – это страх без надежды.

Рене Декарт.

Первая обязанность человека - Преодолеть страх. Пока у человека Трясутся поджилки, его действия Останутся рабскими.

Томас Карлейль.

Начнем с примера. Мы идем по улице, к нам подбегает преступник с пистолетом и требует отдать ему деньги. В первые несколько секунд сознание будет испытывать потрясение от неожиданности и непривычности ситуации и в то же время из-за угрозы жизни. Состояние потрясения может сковать волю и даже вызвать обморок. Когда сознание придет в себя, то есть, справится с сильным волнением мы сможем оценивать ситуацию и принимать решения, находясь уже во власти страха.

ПОТРЯСЕНИЕ – глубокое, тяжело переживаемое волнение. СТРАХ – это очень сильный испуг, сильная боязнь, как беспокойство перед опасностью. Граница между этими понятиями очень тонка, чтобы точно разграничить разницу состояний, поэтому лучше искать и определять ее в причинах действий. Здесь мы будем говорить о том, что потрясение – это такое состояние психики и сознания, при котором человек не может думать или действовать. Это происходит, когда мозг реагирует на раздражение от опасности и неожиданности так, что делает беспомощным весь организм независимо от нашего желания.

СТРАХ же – это трусость и боязнь, как следствие слабости духа, воли или узости мышления. Мы уже говорили, что страх – это основное чувство, как способ приспособления к условиям, которое появляется в сознании, как реакция на раздражение. Страх человека абсолютно логичен, так как он зависит от имеющихся условий. Мы же учимся делать разумный выбор, поэтому должны выходить мысленно из ситуаций и избавляться от эгоистических чувств и состояний. Чтобы избавиться от трусости и боязни нужно не подавлять страх волей, а овладевать им своим сознанием (пара овладение – подавление). Для того чтобы приучить сознание не испытывать страха, необходимо избегать опасных ситуаций. Здесь помогут пары осторожность – страх и находчивость – изворотливость, бдительность – боязнь. Приведем пример, где путаются понятия ПОТРЯСЕНИЕ – СТРАХ.

Милиционер, который сидит в засаде и ждет преступника должен быть бдительным и осторожным. Допустим, он недооценил серьезности ситуации и решил не пребывать в состоянии напряжения и готовности к встрече бандита. Если преступник появится неожиданно и начнет стрелять, то впоследствии милиционер будет говорить, что испытал ПОТРЯСЕНИЕ, а не страх. Возможно, действительно его состояние было похожим на потрясение, однако причины действий милиционера, как результат безответственного отношения к своему долгу, будут указывать на то, что он испытывал трусость. Здесь одно эгоистическое состояние - беспечность перешло в другое – боязнь. Как результат такое поведение может повлечь случайные жертвы, и мы будем считать данного блюстителя порядка к ним равнодушным.

Причина ПОТРЯСЕНИЯ – резкая смена условий на те, которые являются неприемлемыми для сознания человека. То есть, мозг не способен осмыслить ситуацию, а сознание не способно справиться с буйством эмоций. Но состояние ПОТРЯСЕНИЯ проходит, как только сознание привыкает к изменившимся условиям. Дальше мы способны мыслить и принимать решения и все наши чувства будут зависеть от силы воли и сознания. Вообще мы сегодня создали такие условия, в которых человек испытывает потрясения с раннего детства. Если мы воспитываем ребенка в «тепличных условиях» и он у нас не знает ни жестокости, ни злобы, то первый же визит в школу может привести к сильному стрессу. Ведь в школе учатся дети из разных условий и с различными стереотипами. С ними придется уживаться по их правилам и законам. В большинстве случаев ни дети, ни взрослые не знают разницы между СТРАХОМ и ПОТРЯСЕНИЕМ, поэтому любые незлобные действия в ответ на жестокость будут истолкованы как трусость и определят дальнейший статус ребенка среди других учащихся.

Таким образом, ребенок может не получить уважения среди сверстников, а соответственно он сам будет оценивать себя не верно. Впоследствии, он, чтобы заслужить уважение других детей вынужден будет проявлять жестокость и цинизм, считая это справедливым. В результате мы будем иметь искаженный стереотип ребенка и удивление родителей в несоответствии средств воспитания достигнутой цели. Представим человека, который уже испытывал потрясение, например, он был ошарашен наглостью незнакомых ему хулиганов, которые встречались у него на пути.

Когда ему придется встретить их вновь, мозг выразит свое опасение ситуацией тем, что сделает прилив крови к голове. В таких случаях в народе говорят, что душа в пятки ушла. Однако повторное потрясение будет не таким сильным, и после него мы будем испытывать волнение и беспокойство. Здесь все будет определяться наличием раздражителя, поэтому, как только хулиганы окажутся вне зоны видимости, мозг постепенно будет успокаиваться, причем именно постепенно, и, кстати, вовсе не из-за плохой реакции торможения, а из-за ассоциаций и мыслей в сознании, которые будут напоминать мозгу, что опасность не совсем миновала. Если человеку встрепенуться и овладеть своим сознанием, например, переключив внимание на другие мысли, то СТРАХ исчезнет гораздо быстрее. ПОТРЯСЕНИЕ лишено эгоизма только потому, что это неосознанная реакция мозга на раздражение, в то время, как в то время, когда человек боится, он совершает операции мозга и работают все рефлексы, просто сознание не может справиться с беспокойством мозга, который устраивает буйство эмоций, расширяя кровеносные сосуды в области груди и всего организма.

Смысл

(Общие понятия)

Разум

(Частные понятия)

Логика

(Единичные понятия)

Потрясение

Трусость Оцепенение

Страх

Шок Оцепенение

Шок – это тяжелое расстройство функций сознания, вследствие психического расстройства. Для того, чтобы ваш ребенок как можно реже испытывал ПОТРЯСЕНИЯ, необходимо обсуждать с ним заранее различные стрессовые ситуации и предлагать соответственно разумные способы действий и поведения в них. Главная задача здесь сформировать стереотип, в котором ребенок не будет считать себя трусом, и соответственно не будет стремиться к жестокости и возмездию по отношению к своим обидчикам. Еще разумнее избегать условий, где ребенок будет беззащитным перед яростью других людей. Лучше всего научить его защищать себя и других, но при этом нужно следить, чтобы он сам не причинял вреда людям. В любом случае, совершенство и свобода заключается в умении владеть собой.

Все пары

www.naefremov.narod.ru
Автор проекта Роман Ефремов

www.nolie.ru
Сайт-поддержка

Яндекс.Метрика