Сопряжённые понятия (пары)

Характер (греч. — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно
постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Простота и Простоватость


Не болтливое невежество, а святая простота для меня всегда были предметом уважения.

Иероним.

Чрезмерная простота в обхождении отдает пошлостью.

Бальтасар Грасиан-и-Моралес.

В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; ученость становится в нем педантизмом; остроумие - шутовством, простота - неотесанностью, добродушие - льстивостью.

Джон Локк.

Простота - это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения.

Жорж Санд.


Начнем с анализа стереотипов простого человека и соответственно с анализа понятия простота. Совершенно очевидно, что положительным явлением является простота, а не простоватость, хотя казалось бы можно усмотреть меру именно в простоватости, нежели в простоте. Быть полностью простым – это уже сверх меры, посчитают многие, но здесь стереотип должен установиться несколько с другой точки зрения. Нам нужно выделить разумное зерно в простоте и разложить это понятие на более простые. Итак, в простоте есть достоинство, честность и нет излишнего лицемерия, пожалуй, это главная ценность этого явления. Простой человек – это тот, кто не станет разыгрывать из себя «не бог весть какую важную птицу» кем бы он ни был и с кем бы не разговаривал. Здесь важную роль будет играть честность и искренность.

Возьмем простую ситуацию. Представим молодого человека, который начал осваивать новую незнакомую для него профессию. Вот он обращается к более опытному работнику, чтобы тот объяснил ему тонкости своего дела. Опытный работник в данной ситуации может оказаться простым и объяснять все прямо, открыто, стараясь все полностью осветить для новичка, но может посчитать что простота – это не совсем положительное качество и будет где-то двусмысленным, где-то объяснять неточно или не все, стараясь, чтобы якобы новый работник все постарался понять сам без поддержки. Это один из мотивов. Другая причина отказа от простоты – это неумение отличать простоту от простоватости.

ПРОСТОВАТОСТЬ – это отрицательное качество человека, в которое входят такие составляющие как наивность, беспечность, беспомощность и несдержанность. То есть простоватость совсем иного рода качество, нежели простота. Здесь можно выделить еще одну сопряженную пару понятий ПРОСТОТА – грубость. Эти понятия также путаются людьми вследствие сходства данных слов по звучанию. То есть здесь словесное мышление создает путаницу, ведь люди произнося слова скорее думают об их эмоциональном содержании, чем о смысловом. Поэтому чтобы нам отличать простого человека от простоватого, наивного, грубого, неотесанного и несдержанного, необходимо определить в ситуациях кто есть кто. ПРОСТОВАТОСТЬ человека может проявиться в следующих ситуациях.

Например, когда человек знает слишком много и по своей душевной простоте и несдержанности начинает рассказывать обо всем посторонним людям. Хорошо, если такое его поведение не принесет страданий и вреда другим людям, в противном случае такая эгоистичная несдержанность причиной которой может быть закрепившийся стереотип поведения, вследствие недостаточно продуманного воспитания. Здесь мы не говорим, что плохо то, что ребенка не научили «держать язык за зубами», речь о том, что его не научили отличать ПРОСТОТУ и ПРОСТОВАТОСТЬ. Ситуаций с несдержанностью очень много и родители часто требуют, чтобы дети им все рассказывали, а между тем друзья наоборот ценят совсем противоположные качества и когда ребенок ябедничает даже справедливо родителям, друзья осуждают и отворачиваются от него очень быстро. Родители получив нужную информацию в такой момент думают лишь о том как ее использовать, а не о том, как сохранить статус ребенка в его круге знакомых.

Эту пару еще осложняет то, что ребенок и даже взрослый человек даже зная то, что своей несдержанностью он не сделает лучше ни себе ни другим, все равно не может ничего с собой поделать и все равно проявляет несдержанность. Это происходит, что сознание находится во власти эмоций и когда возникает соответствующая эмоциональная потребность, например, желание поговорить и зацикливается в сознании, человек не может удержаться от соблазна рассказать обо всем, что ему известно. Чтобы в такой ситуации действия были разумные достаточно ввести понятие мера и убедить человека задумываться над тем на каком слове его стремление быть простым и искренним переходит в несдержанность и болтливость. Вот еще одна ситуация когда можно усмотреть момент сопряжения между ПРОСТОТОЙ и ПРОСТОВАТОСТЬЮ, где простоватость характеризуется понятием наивность, неумение и бессилие.

Например, человек приходит к человеку, явно испытывающему к нему неприязнь и просит, чтобы тот ему в чем-либо помог. Помощь возможно даже будет оказана, однако качество ее будет оставлять лучшего. Ведь человек, который от вас раздражается будет раздражаться еще больше если вы ему будете устраивать подобные нравственные испытания, к тому же у него появится мотив прийти к вам затем с просьбой и всякий раз все просьбы и услуги будут неискренними и содержать вторую скрытую сущность, которая будет иметь негативный подтекст по отношению к вам. Здесь как раз нужно найти меру между простотой и простоватостью. Если идешь к неприятелю, то нужно помнить, что там тебя постараются использовать тебе же во вред и поэтому не нужно проявлять такие качества как доверчивость, наивность и нравственную слепоту, зоркость, осторожность и бдительность вот истинно разумные качества, которые любые отношения выведут в разумное русло.

Еще одна ситуация связанная с данной парой, когда ПРОСТОВАТОСТЬ определяется грубостью и неотесанностью имеет место в реальности. Грубость и неотесанность очень близки простоте, тот кто ведет себя не слишком сложно непременно должен высказывать примитивный жаргон, нецензурную лексику и вообще существует такой стереотип, что тот, кто считается простым, а это человек бедный или необразованный, должен придерживаться соответствующего способа общения. Здесь просто отсутствует таже тонкость мышления и человек ведет себя примитивно, потому что неверно понимает как ему следует держаться и почему. Например, он может не быть утонченным в глазах окружающих, потому что те воспримут его неестественным и скажут ему, что он слишком много из себя мнит и строит, особенно если окружение ведет себя грубо, то нужно придерживаться стереотипа группы в которой ты находишься.

Здесь мы утверждаем, что грубость и неотесанность, примитивность в общении и отсутствие элементарных манер –это вовсе не ПРОСТОТА, а те качества, которыми они являются, то есть грубость – она и есть грубость. Приведем ситуацию когда это проявляется. Представим рабочего человека который попал в компанию людей праздных, но якобы по их мнению утонченных, которых он разумеется не будет уважать, потому что рабочий по своему стереотипу проявляет уважение лишь к тем, кто сопротивляется действительности и несет какой-то наглядный смысл.

Поэтому в такой компании рабочий может решить, что вся манерность и без меры культурное поведение говорят лишь о мнительности людей и их изнеженности и предложит совершенно противоположный стиль общения, то есть станет просто грубым и неотесанным, выдавая эти качества за простоту. В результате он может грубо оскорбить неприятных ему людей используя нецензурную брань и сказать при этом и считать так, что его грубая честность намного ценнее, чем их высокомерие и напыщенность. Однако, ни то ни другое не является разумным и тот, кто предпочитает вести себя как быдло в какой-либо ситуации, нисколько не выигрывает в этике, даже если он действительно заслуживает восхищения в своих делах, равно как если человек не знает меры в своей культурности и становится напыщенным и чересчур «перегибает палку» в манерах, это означает лишь отсутствие внутренней утонченности, истинной утонченности мышления, которую приходится компенсировать внешней напыщенностью, манерностью и сложностью в общении.

Смысл

(Общие понятия)

Разум

(Частные понятия)

Логика

(Единичные понятия)

Простота

Отсутствие двуличия, Отсутствие лицемерия, Честность Несложность, Открытость, Ясность, Понятность, Откровенность, Прямота

Простоватость

Несдержанность, Неотесанность, Наивность, Доверчивость Несложность, Открытость, Ясность, Понятность, Откровенность, Прямота

Если проанализировать таблицу, то станет ясно, что на самом деле простоту отличает от простоватости всего лишь честность и отсутствие двуличия, как основы эгоизма. Если человек двуличен, значит причина в эгоизме, значит, он хочет как-то более выгодно устроиться и использовать для этого все, что можно, в том числе и других людей. Отсюда и поведение непростое. Если вы хотите узнать, почему человек ведет себя не честно, лицемерно и не выглядит простым, то ищите эгоизм и личную заинтересованность.

Последнюю ситуацию, которую мы разберем с ПРОСТОВАТОСТЬ – это когда она определяется понятием доверчивость и наивность. Возьмем момент когда человек по своей доверчивости рассказывает много чего незнакомому человеку, который может в любой момент использовать эту информацию против него. В конце концов, он может просто в нужный ему момент указать на вашу болтливость в присутствии других людей, например, ваших приятелей, тем самым поставив вас в невыгодную ситуацию. Зачем мы рассказываем все незнакомым людям? Мотив здесь эгоистичный и он очевиден. Во-первых, мы можем хотеть завоевать расположение человека, доверяя ему информацию по содержанию ту, которую чаще доверяют близким людям.

Во-вторых, часто люди пытаются выговориться кому попало потому что не получают достаточную возможность общения с близкими людьми, ведь у нас часто нет времени на то, чтобы выслушать чужие проблемы. Часто мы также не можем обсуждать с близкими многие вещи, потому что имеем разные взгляды на них или нам не о чем разговаривать, потому что у нас отношения с близкими людьми хуже чем с посторонними. Есть еще один мотив болтливости, он в том, что мы болтаем по инерции, потому что привыкли это делать и из-за невежества, потому что не можем найти разумную тему для беседы. В результате перебираем сплетни и слухи, не представляя ни причину нашего разговора, ни его смысл, ни результат. То есть, здесь мы будем речь вести о том, что настоящая простота заключается не в том, чтобы внешне быть простым, в манерах, в стиле общения, а быть простым – значит доступным для честного и конструктивного разговора с любым человеком. Быть простым – это значит с кем бы то ни было находить общий язык, ни для кого не иметь камня за пазухой и из-за пустяков и мелочей не терять ни друзей, ни вообще любых людей, с которыми можно всю жизнь прожить без взаимных эгоистичных претензий.

Все пары

www.naefremov.narod.ru
Автор проекта Роман Ефремов

www.nolie.ru
Сайт-поддержка

Яндекс.Метрика