Воспитание детей

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том,
что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. Чехов А.П.

10 правил при воспитании ребёнка.

Современная школа целенаправленно и предметно не занимается воспитанием следующего поколения, поэтому родителям приходится восполнять этот пробел самостоятельно. Без специального образования правильно воспитать сына или дочь не просто.
В первую очередь, следует понимать, что такой процесс, как воспитание на самом деле очень сложный, и как в любом сложном процессе, в нём огромное количество различных нюансов. Чтобы процесс самостоятельного воспитания ребёнка был продуктивным и упорядоченным, эксперты советуют обратить внимание на нескольких важных правил, которые помогут вам в этом благородном деле.

1. Общение и доверие

Очень затруднительно заниматься воспитанием ребёнка, не общаясь с ним. Чтобы узнать мысли его, нужно больше разговаривать, причём не только о еде, одежде, успеваемости или его самочувствии. Необходимо больше обсуждать как его личную жизнь и отношения со сверстниками, так и его отношение к проблемам в обществе и в мире. Интеллект, мировоззрение и широкий кругозор - основа самоуважения человека и его воспитания. Гораздо сложнее воспитывать неуспевающего ребёнка, с ограниченным кругозором и без всяких интересов, поэтому процесс воспитания необходимо совмещать с процессом обучения и совместным трудом. проще всего общаться, когда между двумя собеседниками присутствует доверие. Никто не откроет вам свои мысли, если не открываете ему в ответ свои, и значит, необходимо на равных делиться с ребёнком своими мыслями, идеями и планами. Нужно вместе обсуждать всё, что происходит в мире и вокруг, сравнивать ваши точки зрения и искать точки согласия и взаимопонимания.

2. Правило каждого дня

Нет смысла усаживать ребёнка на час и воспитывать его нравоучениями или объяснениями норм поведения, так как воспитание принципиально отличается от обучения. Большая часть долгих воспитательных монологов-лекций пролетают "мимо ушей", независимо от того, насколько важная и полезная в них информация. Воспитывать нужно в конкретных ситуациях, когда в поведении ребёнка видны отклонения от норм. В такие моменты имеет смысл обсудить его реакции и убедить его в следующий раз не повторять ошибок. То есть, не нужно уделять воспитанию какие-то долгие часы из вашего свободного времени, нужно научиться замечать ошибки в поведении ребёнка и вовремя на них реагировать. Предметная беседа по конкретному случаю поможет лучше ребёнку понять ваши требования и ориентироваться впоследствии, как себя вести в аналогичной ситуации. В этом смысле пять минут общения о том, почему плохо быть грубым после непосредственного проявления им грубости, принесут больше пользы чем многочасовые скандалы на протяжении нескольких лет на абстрактную тему о пробелах в его воспитании.

3. Терпение, терпение

Быстрых результатов в воспитательных процессах не бывает. Даже если ребёнок в десятый раз не повторил какую-то прошлую ошибку, нет никакой гарантии, что его убеждения не изменятся через год, и все ваши усилия не пойдут прахом. Мало научить сына или дочь правильно вести себя и говорить правильные вещи в вашем присутствии, ведь есть вероятность, что они совсем по другому себя поведут, когда в поле зрения не будет "контроллёра". Окончательным результатом воспитательного процесса могут стать только этически-грамотные устойчивые убеждения человека, поэтому не стоит ни "трубить победу", ни впадать в депрессию, если вы не достигли или достигли того, что хотели, когда учили ребёнка "уму-разуму". Если вы видите результаты определённых ваших трудов и ребёнок стал лучше себя вести, то нужно скорее подумать, что на него так повлияло, чтобы в дальнейшем это использовать. Если же результатов нет, то ни в коем случае нельзя "опускать руки", а следует подумать о каких то других методах влияния на ребёнка.

4. Смена тактики

Существует большое количество различных способов влияния на сознание ребёнка. Не стоит долгое время зацикливаться на каком-то одном из них. Если не получается добиться результата прибегая к одному методу, то через некоторое время целесообразно сменить тактику и попробовать добиться своего другим способом. Например, если ваше чадо постоянно устраивает истерики на публике, и никакие наказания не помогают избавить его от этой некрасивой привычки. Уже после третьего эпизода можно констатировать, что наказание не эффективно, как метод решения данной проблемы, и нужно пробовать какое-то другое педагогическое средство. Это может быть поощрение, или убеждение, или что-то ещё. Главное понять, что нужно использовать все инструменты и способы "закрыть вопрос", а не повторять один и тот же неэффективный метод, который только изводит ребёнка и будет каждый раз доводить его до отчаянья. Если вы видите, что мальчик или девочка не воспринимает ваши слова или действия, не реагирует на них и не меняет поведения, то следует подумать о смене тактики воспитания.

5. Будьте внимательны

Иногда очень трудно определить, есть ли какие-то отклонения в поведении ребёнка и прогнозировать к чему они могут привести впоследствии. Большая часть родителей испытывают к своему ребёнку чрезмерную любовь, которая мешает объективно оценить его поведение и обнаружить ошибки. Между тем, если своевременно не обнаружить отклонение в поведении, то оно впоследствии может войти в привычку, от которой избавлять будет уже сложнее. Здесь можно подойти к вопросу предметно, замечать и записывать, что конкретно вас не устраивает в поведении и манерах вашего отпрыска. Также можно обращать внимание на других детей, которые ведут себя лучше, и в сравнении определять какие именно их качества вам нравятся, и какие их качества вы бы хотели видеть в своём ребёнке. Умение поставить правильный "диагноз" в вопросах воспитания - уже половина успеха. Обычно, любое отклонение в поведении вызывает негативную реакцию у окружающих, и это должно стать сигналом для проведения разъяснительной работы с ребёнком.

6. Любовь имеет меру

Одинаково вредно для ребёнка как "недолюбить" его, так и "перелюбить". Если отсутствие любви со стороны близких может привести к чрезмерной агрессивности и замкнутости человека во взрослой жизни, то чрезмерная любовь имеет шанс перерасти впоследствии в беспечность и инфантильность. Любовь должна ограничиваться ответственностью воспитателя за будущую судьбу его воспитанника. Чрезмерно любящие своего ребёнка родители, часто не обременяют своего отпрыска трудом, одаривают множеством игрушек и вещей, умиляются его неадекватными реакциями, что несомненно отражается на личности ещё юного человека. Настоящая любовь в большей степени отражается в умении грамотно сформировать личность и подготовить её для будущей самостоятельной жизни. Поэтому очень важно научиться сдерживать свои эмоции и проявлять их только тогда, когда они не мешают решению воспитательных задач. При этом не следует превращаться в бесчувственного и нудного назидателя, разбрасывающего направо и налево нравоучения. Правильнее всего занять такую позицию, при которой, оставаясь обычным и привычным любящим родителем, вам удастся во всех ситуациях ненавязчиво корректировать поведение ребёнка.

7. Без труда - никуда

Человек, который ничего не умеет, не способен без посторонней помощи выживать, никогда не будет себя уважать. Все нравственные качества так или иначе замыкаются на самоценности личности. Труд бывает вредным только тогда, когда он отнимает время, которое необходимо для умственного развития ребёнка. Чем раньше у ребёнка появятся обязанности, тем быстрее он станет самостоятельным и ответственным. Трудолюбие, самостоятельность и ответственность - это те качества, которые помогают пробиться человеку в жизни и осуществлять любые планы. Труд полезен также и для физического развития организма, и для здоровья, и для формирования характера личности. Те родители, которые оберегают своё чадо от физического напряжения, вынуждены будут всю жизнь опекать его, помогать ему, фактически проживать за него жизнь. В воспитании трудолюбия необходимо понимать, что факт самого умения что-либо делать не является показателем, того, что ребёнок приучен к труду. Важно сформировать привычку самостоятельно выполнять какую-то работу. Кроме выполнения различных поручений и обязанностей, ребёнок должен с раннего возраста привыкать решать все задачи без посторонней помощи. У воспитанного ребёнка не должно быть привычки отдавать приказы родителям, дать ему воды, принести одежду или завязать ботинки. Наоборот, он должен сам реагировать на просьбы окружающих.

8. Хорошие привычки, плохие привычки

Все наши поступки и реакции так или иначе результат многократного повторения, то есть привычки. Поэтому весь процесс воспитания связан с формированием хороших привычек и искоренением плохих. Если ребёнок привык разбрасывать одежду по квартире, и вам нужно ходить за ним её собирать, то в этом ничего хорошего нет. И любая мать, по привычке собирая по полу штаны и носки, конечно, считает, что гораздо проще быстро всё собрать, чем дискутировать с сыном о проблемах воспитания детей. Следует понимать, что сформировать убеждение и привычку класть одежду в нужное место можно в течении 10ти минутной беседы. Эту проблему можно однажды обсудить и несколько раз проконтролировать факт усвоения задачи. Либо можно всю жизнь собирать по дому брюки и кофты, всякий раз тщетно упрекая своего сына за разгильдяйство. Чтобы сформировать хорошую привычку, нужно в беседе с воспитуемым найти такие аргументы, которые сформируют в нём убеждение, что нужно делать так, а не иначе. Убеждения станут толчком для его действий в первое время, а когда действие несколько раз повторится, оно станет привычкой. Хорошие привычки нужно иногда контролировать, чтобы они не исчезали, а плохие привычки искоренять различными методами.

9. "Наполним смыслом каждое мгновенье..."

Все основные пороки человека произрастают на почве безделья. Занятой человек или увлечённый чем-то полезным или интересным редко оказывается невоспитанным. В наше время можно легко увлечь любого ребёнка компьютером или спортом. Ребёнок, который не имеет привычку чем-то увлекаться, когда вырастет, будет заполнять своё свободное время развлечениями и пьянством. Целесообразно как можно раньше отправлять сына или дочь посещать различные секции и кружки, в музыкальную или художественную школу, спортивные клубы. Вместе с учёбой и домашними уроками различные кружки дополнительного образования сделают режим дня вашего отпрыска достаточно плотным.

10. Индивидуальность

Во время проведения воспитательных мероприятий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Например, если вы видите, что ребёнок не воспринимает информацию, не внимателен или не дисциплинирован, то прежде всего необходимо добиваться того, чтобы он вас слышал, а уже после этого ожидать выполнения требований. Если нет восприятия, то есть, ребёнок не может даже повторить, что ему сказали минуту назад, то обсуждать с ним проблемы с учёбой бесполезно. В этом случае, нужно добиваться различными методами появления восприятия. Если нет дисциплины, то есть, ребёнок не выполняет каких-то требований просто потому что в это время бегает и кричит, то нужно вначале заниматься формированием такого качества, как дисциплинированность. Важно уметь отличать в каких случаях на процесс воспитания и обучения влияют индивидуальные особенности ребёнка а в каких случаях неправильно выбранные методы воспитания.
19.12.2014
Р.Ефремов
Размещение материалов возможно только с активной ссылкой на сайт.

Отношения

Как прекратить скандалы в семье.

Скандалы в семье - очень распространённое явление. Часто они превращаются в настоящую войну между близкими людьми, которые привыкают вести такой неспокойный образ жизни. Во время скандала, порой, мозг не может выйти из состояния раздражения и готов даже разрушить отношения.


Отношения

Как найти вторую половину.

Поиск спутника жизни - самая актуальная проблема в личной жизни большого количества людей. Для кого-то этот вопрос навсегда решается ещё в юном возрасте, а кто-то занимается устраиванием личной жизни до самой старости.


Отношения

Какие женщины нравятся мужчинам

Конечно, трудно чётко определить какие женщины нравятся мужчинам, ведь все представительницы прекрасного пола имеют неповторимую индивидуальность. Да и любят их мужчины не за то, что они подходят под какие- либо параметры, а порой, вопреки этому.


Отношения

Как наладить сексуальную жизнь с женой.

Сексуальные отношения занимают важное место в жизни каждого человека. Проблемы в этой сфере могут быть связаны с индивидуальными психологическими особенностями людей, их убеждениями, а также их недостаточной информированностью.


Отношения

Как строить личные отношения.

Счастье каждого человека напрямую зависит от его личной жизни. Каким образом достичь гармонии отношений со своим спутником или спутницей жизни и сохранить эту гармонию задумывались во все времена. В наши дни есть большое количество тонкостей, которые нужно учитывать в личных отношениях.


Отношения

Скандалы и конфликты на работе с начальством.

В нашей жизни мы часто контактируем с другими людьми, и в силу различных обстоятельств, возникают конфликты и скандалы, которые являются причиной стрессов и депрессивных состояний. Чтобы не омрачать свою жизнь походами к психологу и успокоительными таблетками, нужно научиться вовремя находить причины стрессов и стараться их избегать или преодолевать.


www.naefremov.narod.ru
Автор проекта Роман Ефремов

www.nolie.ru
Сайт-поддержка

Яндекс.Метрика