Этическое мышление

Мыслить — значит беседовать с самим собой.
Иммануил Кант

Модель технологии развития этического мышления и ее качественная оценка.

1. Понятие - как форма мышления



Бездна между плохим и хорошим
человеком в тысячу раз меньше,
чем между хорошим и святым.
Конфуций

Интеллектуалы делятся на две категории:
одни поклоняются интеллекту,
другие им пользуются.
Гилберт Честертон

Для того, чтобы раскрыть сущность сопряженных нравственных понятий, мы определим роль понятия в сфере мышления, сопоставляя его с нравственными понятиями. И только то-гда перейдем к описанию сопряженных нравственных понятий. Понятие больше, чем созерцание и представление удалено от непосредственной реальности, но оно ближе к ней в том смысле, что оно схватывает сущность явлений и в своем развитии приближается к явлению.

В отличие от чувственного содержания, отражение действительности в понятиях требует больших усилий. Эти усилия обычно не осознаются нами вследствие того, что основная мас-са понятий достается нам как готовый результат прошлого - исторического развития челове-ческих знаний.

Большая активность в образовании понятия по сравнению с образованием представления, однако, вовсе не означает, что понятие субъективно. Истинное понятие более объективно, чем представления. Это различие между представлением и понятием не следует понимать как абсолютное. И в понятии всегда содержится субъективные моменты, а в восприятии и представлении- объективные. Понятие - это не только психологическое, но и логическое образование. Понятие - это не только состояние сознания, но и форма сознания. Исследуя понятия, как психология, так и логика имеют дело с одним и тем же умственным образованием, но психология исследует процесс возникновения, видоизменения и развития понятия в связи с другими психологиче-скими процессами в сознании человека, логика же исследует истинность понятия, его струк-туру как элемента знания, его соответствие с действительностью. Как педагогика, так и психология, и философия считают, что характер мышления становится особенно ясным тогда, когда мы берем его понятия не в готовом виде, а в действии и подвер-гаем его функциональному испытанию, так как в действии, в процессе применения эти обра-зования обнаруживают истинную психологическую природу. Изучая понятия в действии, мы открываем вместе с тем и некоторую чрезвычайно важную психологическую закономер-ность, лежащую в основе этой новой формы мышления и проливающую свет на характер ин-теллектуальной деятельности субъекта в целом и на развитие его личности и мировоззрения. Процесс образования понятий развивается с двух сторон: со стороны общего и со стороны частного почти одновременно. К. Бюлер совершенно прав, говоря, что "процесс образования понятий состоит не в восхождении на пирамиду понятий снизу вверх, но идет с двух сторон, как процесс прорытия туннеля.

Л.С. Резников в работе "Проблема образования общих понятий" пишет: "процесс познания развивается не только путем перехода от частных понятий к общим, но и путем перехода от общих к частным. В этом переходе, по словам Гегеля, есть движение, всесторонняя универсальная гибкость, доходящая до тождества противоположностей. Понятия, по его мнению, переходят друг в друга, переливаются одно в другое.

Основные черты понятий вообще свойственны и нравственным понятиям. Нравственные по-нятия - это сложный, неравномерный, цикличный, противоречивый и специфический про-цесс. Нравственные понятия влияют на сознание, мышление, поступки. Субъект, овладев структурой и содержанием нравственных понятий, лучше и четче может представлять себе образы будущих нравственных поступков, а потом совершить переход данных образов в бы-тие.

В педагогике под нравственными понятиями подразумевают такие понятия, в которых отра-жаются существенные стороны нравственных отношений, то есть отношений человека к другим людям и к обществу. Если брать нравственные понятия как логически оформленную и вычлененную мысль, отра-жающую общие и существенные признаки реальных отношений, складывающихся в общест-ве в процессе деятельности и общения, то можно сказать, что этот подход в формировании нравственных понятий будет сводиться в основном к организации работы интеллекта, к мыслительной деятельности, что таит в себе опасность рецидивов интеллекгуализма.

В теории познания интеллектуализм защищает рационализм, в этике - возможность научить добродетелям, в педагогике отдает предпочтение образованию умственному перед нравст-венными.

Исследование нравственных понятий показывает, что субект, осмысливая их, переживает, так как в акт мышления включаются эмоции и чувства, а в эмоции дана реакция сознания в виде его тона.

Эмоции и мышление - это внутренняя деятельность, в которой первичная информация о дей-ствительности подвергается определенной переработке, в результате чего организм получает "аргументы" к действию. И лишь глубоко воспринятая мысль сможет заставить не только иначе думать, но и иначе жить.

Поэтому важное значение в эмоциональной жизни субъекта занимают нравственные чувства Нравственные чувства как структурный элемент индивидуального нравственного сознания выступают как начальная форма субъективизации общественных норм поведения В.Г. Бе-линский писал, что "чувства есть действенность разума, без чувств идеи холодны, светят, но не греют, лишены жизненности и энергии, не способны перейти в дело".

Нравственные убеждения основаны на разумном понимании нравственной необходимости лично следовать тем или иным нормам морали, в правоте и справедливости которых лич-ность уверена и которые опираются не на формально усвоенные знания частных норм, а на глубоко осознанные моральные принципы в единстве с нравственными чувствами.

Именно в юношеском возрасте субъект начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние собственного "Я". Юность особенно чувствительна к внутренним, психологическим проблемам. Психологи не-однократно в разных странах и средах предлагали детям разных возрастов дописать неокон-ченный рассказ или сочинить рассказ по картине. Результат обычно одинаков: дети и млад-шие подростки, как правило, описывают действия, поступки, события: юноши - преимуще-ственно мысли и чувства действующих лиц В связи с этим развитие этического мышления особенно важно для становления, потому что именно в период ранней юности созревают когнитивные и личностные предпосылки. Ученики , работая над сопряженными нравственными понятиями, преобразует информацию и обогащают и развивают этическое мышление, а мысль, богатая определениями, богата тем самым и отношениями. Незнание теории морали и нравственной сущности моральных явле-ний затрудняет отношение личности к тем или иным явлениям или поступкам людей Знание позволяет определить свое отношение к миру и к людям. Знаю и отношусь лишь по мере то-го, как у меня устанавливаются человеческие отношения к другим людям, я сам формируюсь как человек.

Поэтому так важно и необходимо развивать этическое мышление в юношеском возрасте. Начальной фазой этического мышления является осознание проблемы в этической ситуации. При помощи основных операций анализа, синтеза и сравнения, которые мы описали раньше, этическое мышление идет к более глубокому познанию выделенной 'проблемы. Это позна-ние совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Суждение является основной формой этического мышления. В суждении происходит проти-воречивое взаимодействие знания и незнания, старого и нового знания. Суждение субъек-тивно, поскольку оно является формой этического мышления, оно и объективно, поскольку своим содержанием обязано прежде всего тем объективным процессам, которые в нем отра-жены. Борьба между этими противоположностями в суждении и разрешение этой борьбы со-ставляет содержание познавательного процесса, его движущую силу.

К.Д. Ушинский писал: "Суждение есть не более как то же понятие, но еще в процессе своего образования". Суждение является вместе с тем и волевым актом, поскольку субъект в нем нечто утверждает или отвергает. Следующей формой этического мышления является умозаключение. Умозаключение пред-ставляет собой мыслительный акт, в котором да одних суждений выводится новое суждение о рассматриваемой проблеме. Умозаключение означает, что содержание объективной деятельности перестало быть для субъекта рядоположением отдельных элементов и между ними раскрылись связи

Так, при помощи понятий, суждений, умозаключений человек, обладающий этическим мышлением, объясняет и прогнозирует будущие поступки участников этических ситуаций. Для того, чтобы субъект мог не только грамотно и с сознанием дела объяснить и прогнозировать поступки участников этических ситуаций, но и сам их совершать. Необходима педа-гогическая актуализация этического мышления, в содержание которой входят сопряженные нравственные понятия. Под сопряженными нравственными понятиями мы понимаем поня-тия, которые сопряжены определенными признаками между собой, но различны по значе-нию, по мотивационному обоснованию. Их нужно сравнить, указав на общее и различное и выявить тот сопрягающий признак, который соединяет эти понятия и позволяет им "пе-реливаться" одного в другое.

2. Феномен сопряженно-нравственных понятий.



Быть лучше одному, чем вместе с кем попало Омар Хайям.

Поясним слово сопряжение. В толковом словаре СИ. Ожегова сопряженный, значит, взаимо-связанный. В техническом черчении сопряжением называют плавный переход из одной ли-нии в другую. Следовательно, выявить сопряжение - это найти плавный переход из одного понятия в другое, то есть взаимосвязь между понятиями.

Сопряженные нравственные понятия выступают средством понимания принципа - законно-сти. Так, А.И. Шемшурина в "Этических диалогах со старшеклассниками приводит примеры за-нятий, где объясняет понятия сочувствие, любовь и т.д. Беседы основываются лишь на раз-боре изречений мыслителей, которые вскрывали сущность данных понятий в форме аллегории. На наш взгляд, это полезно, но не так продуктивно. Введение сопряженных нравст-венных понятий при разборе понятий в "этических диалогах" дало бы большую эффектив-ность. Например, если мы к понятию сочувствие прибавим сопряженное нравственное поня-тие, а именно "понимание чужого горя" и сравним их, то можно увидеть эгоистическую ос-нову сочувствия. И это не абсурд.

Предположим, что человек У сочувствует человеку X Чтобы проявить сочувствие, У ставит себя на место X и в своем воображении проигрывает то, что случилась с X. В сознании У возникают схожие эмоции, и он, в зависимости от силы и яркости своего воображения, смо-жет ощутить те переживания и страдания, что и X. У становится жаль себя в ситуации, в ко-торую попал X, и он сочувствует ему, но, в действительности, он жалеет себя в образе X. "Понимание чужого горя" способствует лучше и глубже проникнуться чужой болью.

МЛ. Аплетаев, обращает внимание на то, что овладение структурой и содержанием нравст-венных понятий дает возможность подростку лучше и яснее представить себе способ и фор-мы данного поведения. Мы с этим согласны, но как показывает опыт работы в образователь-ной практике, субъект, например, овладев содержанием понятия "остроумие" и представляя формы должного поведения, оскорбляет своими "шутками" одноклассников. То есть субъект не может определить ситуацию сопряженными нравственными понятиями, раз-решение ко-торых на уровне здравого смысла неизбежно ведет к потере чувства меры одного из них. На-пример: остроумие при нарушении чувства меры переходит в издевательство. Исследова-тель не обратил внимания на данный феномен наличия сопряжения в нравственных поняти-ях.

М.В. Кабатченко, исследуя вопрос "Воспитания нравственного сознания старших подростков в единстве с их поведением", столкнулся с проблемой, которую Е.В. Бондаревская выразила следующим образом: "Знание норм морали не превращается у учащихся в собственные оце-ночные критерии, что является существенной "утечкой" знаний на этапе превращения их во внутренние побуждения (мотивы) действий, поступков старшеклассников.

Мы считаем, что "утечка" знаний происходит потому, что субъект, встречая в своей жизне-деятельности сопряженные понятия, не могут разрешить коллизию в них, так как их этому никто и никогда не учил. Поэтому, попав в ситуацию, в которой имеют место сопряженные нравственные понятия, воспитанники принимают решения спонтанно, интуитивно. М.В. Ка-батченко в своих исследованиях не выделяет сопряженные нравственные понятия, и данная проблема остается неразрешенной. Ф. Кадол в своих исследованиях выявил, что 30% из 400 старшеклассников смешивают по-нятия честь и достоинство с другими нравственными понятиями. Многие из них ставили знак равенства "=" между понятиями достоинство и самолюбие. Старшеклассники говорят в своих ответах о том, что не могут различать понятия, сопряженные между собой, и хотят научиться этому. Ф. Кадол не обратил внимания на данный феномен.

Б.Т. Лихачев в своей работе "Философия воспитания" вскрывает сущность понятий: честь, достоинство, любовь и т.д. Его методики раскрытия сущности данных понятий больше по-хожи на сентенции морализацию, так как не побуждают мысль человека искать и находить этические решения. Вот если бы он выделил сопряженные нравственные понятия, а именно: честь - честолюбие, достоинство -высокомерие, любовь - страсть и т.д., то работа выгля-дела бы более интересной и познавательной. Н.Е. Щуркова, исследуя систему воспитания нравственных отношений современных школь-ников, не выделяет сопряженные нравственные понятия, которые как раз и способствуют формированию нравственных отношений между школьниками, так как являются сущностью этих отношений. Привитие школьникам совокупности норм поведения без умения и навыков этически мыслить, разрешать коллизии в этических ситуациях будет всего лишь приличием, формой без содержания. Для развития высокого уровня культуры, нравственности в челове-ке одного приличия явно недостаточно. Поэтому современным школьникам необходимо умение разрешать коллизии в сопряженных нравственных понятиях. Тогда их отношения станут не соблюдением норм поведения, а именно нравственными отношениями.

Г.П. Синицына, исследуя нравственную деятельность старпшх подростков, обращает внима-ние на мотив. "В мотиве, - указывает она, - выражены нравственные переживания и нравст-венное осмысление потребностей". Мы с этим согласны, но если, например, старшие подростки не могут различать сопряженные нравственные понятия: самоанализ - самоедство и путают второе с первым, то в их мотиве как элементе нравственной деятельности будут от-ражены иные потребности и интересы. Следовательно, не разобравшись в мотивах сопря-женных понятий, старший подросток совершает иной поступок. Чтобы избежать спонтанно-сти, непредсказуемости в поступке, нужно старших подростков учить разрешать сопряжен-ные нравственные понятия Исследователи Л.М. Истлентьева, О.В. Пантелеева, М.Н. Клейн, Н.В. Клочкова, рассматри-вая формирование нравственного сознания, проектируя ситуации выбора поступка, работая над формированием у школьников единства моральных знаний и поведения, изучая проблему нравственного воспитания, не выделяют сопряженные нравственные понятия. Но именно они и являются двигателем мыслительной деятельности, аргументацией в спорах, орудием решения в самых различных этических ситуациях, от сугубо теоретических до жизненно практических. Способствуют нравственному самоопределению, саморазвитию личности. Среди педагогов, которые выделяли сопряженные нравственные понятия на уровне здравого смысла можно отметить КД. Ушинского. В своем исследовании, К.Д. Ушинский отмечает: "Для воспитателя недостаточно еще отличать нормальную настойчивость от извращенной или упрямства и, давая всю возможность развиваться первой, подавлять второе". Нормальная настойчивость - это последовательность и твердость в осуществлении чего-нибудь, т.е. упор-ство. Мы не против, чтобы воспитатели отличали упорство от упрямства как в детях, так и в себе. Но будет целесообразней, если ребенка научить различать эти сопряженные нравст-венные понятия в своем сознании при помощи этического мышления. Далее К.Д. Ушинский, снова обращаясь к воспитателям, пишет: "Воспитатель должен иметь целью превращать врожденное детям любопытство в любознательность" На этом К.Д. Ушинский останавливает свою мысль.

Важным для нас является и мнение этика В.А. Блюмкина, который не используя термин со-пряженные нравственные понятия, указывает на них в своей работе "Моральные качества личности": "Щедрость мешает бережливости выродиться в скупость и скряжничество, наде-ляя ее положительным содержанием". Ученый, выделяя понятия бережливость и скупость, отмечает, что они сопряжены между собой, и что их легко спутать, но он однако не выявля-ет, на каком уровне структурирования этих понятий происходит сопряжение. В.А. Блюмкин, руководствуясь и ограничиваясь здравым смыслом, пишет, "что щедрость мешает бережли-вости перейти в скупость". Предположим, что субъект не отличает щедрость от расточи-тельности. Следовательно, не поймет, где бережливость, а где скупость. Считаем, что та-кой подход к разрешению сопряженных нравственных понятий малопродуктивен.

Философ Н.А. Бердяев в работе "Самопознание" отмечает следующие сопряженные нравст-венные понятия-- это "сомнение и духовные борения". О них он пишет: "Это сферы перепле-тающиеся, но они различны". Но как и К.Д. Ушинский, и В:А. Блюмкин он не показал, где они переплетаются и в чем их различие.

Никто из ученых в области философии, логики, этики, психологии и педагогики сопряжен-ные нравственные понятия не ставит предметом исследования, а тем более средством разви-тия этического мышления. Сопряженные нравственные понятия выделялись одиночно и раз-решались на уровне здравого смысла.

Более осознанный подход к сопряженным нравственным понятиям мы видим в контексте учения "Живая этика". Из анализа Учения "Живой этики" (Е.И.Рерих и Н.К. Рерих) мы при-шли к выводу, что в контекстах восточных культур накоплен чрезвычайно богатый духовный опыт, элементы которого принесли бы пользу современному человеку вне зависимости от его культурной принадлежности В Учении "Живая этика" прослеживается мысль, что в разрешении коллизий в сопряженных нравственных понятиях (в Учении "Живая этика" они названы как противоположения) выра-батывается способность контролировать свои мысли. Что значит контролировать мысли? Это значит не допускать в сознание мыслей, толкающих на безнравственные поступки. Именно работа с сопряженными нравственными понятиями способствует тому, что субъект учится контролировать свое мышление, а затем и поступки. Сопряженные нравственные понятия не заучиваются субъектом, не берутся памятью, а раз-решаются с помощью огромного напряжения всей активности его собственной мысли. Со-пряженные нравственные понятия взаимодействуют с мотивационной сферой, выступают важным условием нравственного самоопределения личности и развития мотивов его нравст-венной деятельности. Следовательно, разрешение сопряженных нравственных понятий формирует мощную моти-вационную базу субъекта, и чем обобщенее сопряженные нравственные понятия, которыми овладел субъект, тем обобщенее и устойчивее мотивы его деятельности, тем менее они под-вержены ситуативным влияниям, тем легче справляется старшеклассник с задачей анализа и оценки конкретной жизненной ситуации и принятия разумного этического решения.

Специфической особенностью сопряженных нравственных понятий является то, что они включают в себя не только основные черты образования нравственных понятий, но и созда-ют проблемную ситуацию, с которой и начинается мыслительный процесс, который мы раскроем в методике разрешения коллизий в сопряженных нравственных понятиях. Создание проблемной ситуации помогает как раз вслушиваться, всматриваться, вчувствоваться в само-го себя, и субъект, решая проблемную ситуацию, понимает ее целостно и принимает реше-ние объективно. Эта объективизация на основе вчувствования, всматривания, вслушивания в самого себя и других, ведет к осмыслению и пониманию нравственности в бытии и в себе самом. Остановимся подробнее на специфической особенности сопряженных нравственных понятий и покажем преимущество их рассмотрения перед традиционными подходами при изучению нравственных понятий.

Как мы уже отмечали, сопряженные нравственные понятия нужно сравнивать, находить сходство и различия, только после этого коллизия, содержащаяся в них, будет разрешена. Момент сравнения является неотъемлемым способом их разрешения Большое значение способу сравнения придавали российские ученые И.М. Сеченов, К.Д. Ушинский.

И.М. Сеченов считал сравнение самым драгоценным умственным сокровищем человека К.Д. Ушинский писал, что сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления, все в мире узнается через сравнение: "Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней при-роды был понят просто, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в них сходство с самыми отдаленными предметами, тогда только вы выясните себе сущест-венные признаки предмета, а это значит - поймете предмет". Экспериментальная психология от времени Фехнера считала, что при сравнении в сознании имеются в наличии оба сравниваемых представления и переживания их отношения. Эту мысль поддерживал и Лотце, утверждая, что в сознании должны быть оба сравниваемых объекта одновременно, ибо факт сравнения заставляет нас принять возможность одновре-менности. Кто сравнивает, тот не переходит от мысли об одном из членов сравнения к мысли о другом Чтобы совершать сравнения, он должен совместить в одном неделимом сознании оба эти члена.

Вернемся к сопряженным нравственным понятиям, где сравнение является не принудитель-ным актом, а неотъемлемой чертой мыслительного процесса в разрешении коллизий между понятиями Для того, чтобы разрешить коллизию, нужно как раз сравнивать данные понятия, искать сходство и различия их в своем неделимом сознании своим этическим мышлением. Выступая в единстве, сопряженные нравственные понятия "втягивают" этическое мышление в работу, которая заключается в том, что, найдя сходство и различие, субъект отделяет поня-тия в сознании, мешающие формированию образа нравственного поступка. Это и будет кон-тролем своих мыслей.

Остановимся на сходстве и различии. У. Джемс считает различие основой и первичной функцией, приводящей к познанию. Лин-дворский занимает такую же позицию. В. Келлер же сходство рассматривает как первичный структурный процесс. Г. Спенсер указывает, что сначала узнается сходство более или менее общего рода, позже может возникнуть познание несходств. На наш взгляд, наиболее верным является утверждение Ф. Энгельса о единстве сходства и различия. Сравнивая сходство и различия в сопряженных нравственных понятиях, мы приходим к пониманию их сущности. Е.И. Ищенко в работе "Понимание в наугаом познании" рассматривает понимание как про-цесс. Данный процесс можно представить в виде нескольких этапов.

Во-первых, осмысливая сопряженные нравственные понятия, субъект должен преодолеть и пред-понимание, которое связано с общими установками, а также с глубинными архетипами и личностными убеждениями и представлениями По мнению Е.И. Ищенко, эта исходная ус-тановка не может быть устранена, но осознание ее, рефлексия над самими основаниями по-нимания возможны. Во-вторых, второй аспект понимания состоит в непосредственном истолковании сопряжен-ных нравственных понятий. Истолкования представляют собой своеобразную "операционную" составляющую процесса понимания и включают в себя две качественно различные и самостоятельные процедуры: объяснения и интерпретацию.

Объяснение направлено на выявление сущности сопряженных нравственных понятий, на рассмотрение их в контексте этических ситуаций и отношения с другими сопряженными нравственными понятиями.

Объяснение, обладая определенной логической структурой, не сводится к ней целиком и полностью, но включает в себя работу по осмыслению, осознанию. Например, возможности и необходимости реализовать принятое решение на основе разрешения коллизии сопряженных нравственных понятий в действительность, то есть в бытие. Так субъект, сравнивая сопряженные нравственные понятия, познает их сходство и различие в различных жизнен-ных ситуациях.

Интерпретация наряду с объяснением является, на наш взгляд, необходимой составляющей процесса понимания. Она направлена внутрь, сосредоточена на постижении смысла сопря-женных нравственных понятий. При интерпретации от субъекта требуется максимальное по-гружение в этическую ситуации, в которой имеют место сопряженные нравственные поня-тия. Интерпретация помогает субъекту проигрывать этическую ситуацию с разных точек зрения В этом процессе объяснение и интерпретация могут дополнять друг друга, позволяя субъекту еще глубже постичь смысл и понять сущность сопряженных нравственных поня-тий. Таким образом, процесс понимания становится продуктивным процессом при сравнении со-пряженных нравственных понятий так как включает в себя осмысление содержания и спосо-ба мыслительного акта, который содержит в себе анализ субъективно-психологических ас-пектов смыслообразования, то есть описание тех духовных явлений, которые непосредст-венно даны понимающему сознанию в эмпирической познавательной форме духовного бо-рения, в образе сопряженных нравственных понятий Л.О. Резников пишет: "Одно дело связь понятия с наглядным образом, другое дело - нагляд-но-образный характер самого понятия". На этом положении мы остановимся подробней В процессе осмысливания сопряженных нравственных понятий в сознании субъекта возникают сразу три образа и притом одновременно.

Объясним данный феномен. Сопряженные нравственные понятия являются как бы двумя различными понятиями, с одной стороны, а с другой - это единое понятие. Возьмем, напри-мер, сиамских близнецов, которые являют собой одно целое, тем не менее их двое. Следовательно, мы можем в своем воображении представить образ каждого как отдельного индивида и притом одновременно, и здесь же в неделимом сознании у нас возникает их общий образ как сиамских близнецов. То есть, возникает не два, а три образа одновременно. То же происходит и с сопряженными нравственными понятиями Субъект, осмысливая их, сравнивает три образа: образ единого сопряженного нравственного понятия и образы каждого сопря-женного понятия, но и это не все. Происходит процесс сравнения не только трех образов, но и трех мысленных образований, и трех различных эмоциональных ощущений при этих мыс-ленных образованиях.

Таким образом, доказав специфичность сопряженных нравственных понятий, мы представим технологию разрешения коллизии, содержащейся в них.

В нашем случае мы, используя способ сравнения, который был выбран нами в ходе исследо-вания, покажем технологию разрешения коллизии на конкретных сопряженных нравствен-ных понятиях, например, достоинство и высокомерие. Для этого мы использовали идею М.Н. Аплетаева, который пишет: "Нравственный прин-цип... структурируется в сознании и опыте субъекта постепенно, проходит три уровня. Сна-чала формируются единичные понятия, затем частные понятия, образующиеся в результате обобщения, интеграции единичных понятий и, наконец, переходим к понятиям общим, кате-гориального уровня, к принципам, мировоззренческим идеям".

Мы использовали также опыт И.П. Матвеева, который, изучая психологию процесса сравне-ния понятий, выявил, что сравнение понятий происходит следующим образом.

На ступени восприятий сравнение имеет следующие этапы:

1. Обобщенное восприятие объектов и опосредование словом
2. Сопоставление объектов, ведущее к сравнению.
3. Сравнение: выделение опорного объекта, узнавание и осознание основных и второстепен-ных признаков, опосредование словом; установление общего в объектах и на его основе ус-тановление сходного и различного в признаках.
• сравнение носит полный развернутый характер и протекает без затруднений, если объек-ты однородны, соизмеримы и качественно сходны.
• общее направление в сравнении на ступени восприятия - установление различия на осно-ве общего сходства и одновременность сравнения признаков. Имеются случаи последова-тельного сравнения.

На ступени представлений сравнение происходит в сфере памяти. Оно значительно бледнее и зависит от уровня сформированных представлений. Точность и яркость созданных образов при восприятии и их значимость для испытуемых влияет на полноту протекания сравнения представлений. Сравнение имеет те же этапы протекания, что и при восприятии. Вместо опорного объекта берется наиболее запечатленный в памяти общий опорный образ, конста-тируется общее между представляемыми образами и на основе этого общего устанавливается сходство и различие.

На ступени относительно сформированных понятий сравнение находит полное выражение. Увеличивается количество и содержание признаков. Полнота сравнения зависит от уровня сформированных понятий, от сложности самого понятия (конкретное или абстрактное, еди-ничное или частное), от умения раскрыть и выразить в речи содержание понятия и провести сравнение.

Сравнение на ступени сформированности понятий проходит следующие этапы:

1. Словесное воспроизведение понятий - название.
2. Сопоставление понятий, ведущее к сравнению.
3. Сравнение понятий: выделение основного понятия, осознание его признаков на основе имеющихся знаний, запечатленных в сознании в виде следов, выражение их в словах (не все-гда адекватное) или в предложениях;
• установления генерального общего и опорного признака, вокруг которого группируются все другие признаки понятий, и установление сходного и различного в этих понятиях В конкретных понятиях выделяются и сравниваются конкретные наглядные признаки и функциональные. Сначала выделяется общий основной существенный признак, затем срав-ниваются наглядные признаки. При сравнении абстрактных понятий, в которых признаки сложны, наблюдается затруднение в выделении общих существенных признаков. Сравнение идет по линии описания их характерных особенностей и конкретных фактов, в результате чего осознаются существенные признаки. Учитывая опыт указанных исследований, мы считаем, что развитие этического мышления в соотношении с сопряженными нравственными понятиями будет происходит следующим об-разом:
• анализ этической ситуации способствует выделению из нее проблемы, которая заключена в противоречивой природе сопряженных нравственных понятий;
• сопряженные нравственные понятия, являясь общими понятиями, имеют в своей структу-ре единичные и частные понятия Поэтому на данном этапе, старшеклассник, выделив со-пряженные нравственные понятия, сравнивает их и дифференцирует на составляющие эле-менты;
• дифференцируя общие понятия на единичные и частные, субъект устанавливает инте-гральный признак, вокруг которого группируются все другие признаки понятий, определяет сходство и различие в этих понятиях, объясняя себе их взаимосвязь, которая была вскрыта в процессе анализа. То есть этическое мышление выполняет операцию синтеза;
• анализируя и синтезируя, старшеклассник от общих понятий, переходит к частным и еди-ничным понятиям и на основе генерального признака, сравнивает их, выявляет взаимосвязь, причину плавного перехода из одного понятия в другое. Здесь этическое мышление выпол-няет операцию сравнения, которая происходит на основе анализа двух структур общих поня-тий, но при этом сохраняется в сознании и образ целого сопряженного нравственного поня-тия;
• совершая основные операции, этическое мышление субъекта идет все к более глубокому познанию противоречия в сопряженных нравственных понятиях. Отражая объективную взаимосвязь между ними, переходит от простых суждений к более сложным. В этом процес-се утверждения или отрицания связей и отношений между единичными, частными и общими понятиями происходит формирование мотивации;
• на основании нескольких суждений, в которых было установлено определенное отноше-ние старшеклассника к разрешаемому противоречию, этическое мышление приобретает форму умозаключения. В этом умозаключении содержится новое знание, которое способствует выбору линии поведения в анализируемой ситуации;
• после того, как сформировалась мотивация и определена линия поведения в анализируе-мой ситуации, старшеклассник реализует принятое решение в нравственный поступок.

Выделение этапов позволило нам создать модель развития этического мышления, которая соответствует тактическому уровню технологического подхода к этическому образованию.

3.Технологический подход к развитию этического мышления.



Помоги себе сам, и друзья тебя
больше полюбят.
Джонатан Свифт.

1. Ситуация. Опасаясь уронить свой престиж и потерять уважение к самому себе, учащиеся чутко, остро и даже болезненно реагируют на все, что может сделать их смешными в глазах това-рищей и взрослых, поколебать статус, сделать отверженными изгоями. Именно поэтому, защищая свое "я", они не терпят в отношении себя проявления нажима, игнорирования их мнения, требова-ния безропотного послушания и покорности, грубости, особенно насмешки, оскорбления словом, жестом. Они готовы ответить грубостью, дерзостью, скандалом, разрывом отношений, даже дра-кой. Они идут на все, чтобы только наказать обидчика, но, главным образом, не уронить автори-тет, поддержать престиж, не унизить своего достоинства Они хотят быть и оставаться в глазах ок-ружающих сильными, независимыми, смелыми, красивыми, готовыми сражаться с кем угодно за свое достоинство.

2. Выделение сопряженных нравственных понятий и установление интегрального призна-ка. Понятие "достоинство" является одним из духовных стержней личности. Оно есть нравствен-но-психологическое состояние, чувство, переживание, эмоционально окрашенное осознание че-ловеком своей духовно-нравственной ценности, самостоятельности, внутренней свободы, суве-ренности. Более того, человек духовный ценит и оберегает внутреннюю свободу и духовную не-зависимость. Он осознает свое достоинство как способность делать свободный выбор поведения, самому решать свою судьбу. Он никому не позволяет помыкать собой, унижать и издеваться. В жизни мы наблюдаем, что высокомерный человек точно так же ведет себя, не позволяя помыкать собой, ценит и оберегает свою внутреннюю свободу, отстаивает свою независимость (опорный признак). Где, на каком уровне структурирования происходит сопряжение достоинства и высо-комерия. Попытаемся определить это.

3. Расчленение сопряженных нравственных понятий на общие частные, единичные по ин-тегральному признаку. Ряд ученых рассматривают достоинство только как составную часть чес-ти, не подчеркивая его самостоятельного значения. Так, например, Л.М. Архангельский пишет, что "понятие чести включает в себя сознание личного достоинства человека". Этой же точки зре-ния придерживается и С.С. Уткин: "Оценка же достоинства личности ее самой и другими людь-ми представляет собой содержание чести". Другие ученые достоинство рассматривают как самостоятельную категорию, и мы с ними согласны. Это ученые В.А. Блюмкин, Ф. Кадол, Б.Т, Лихачев, А.Ф. Шишкин. С их точки зре-ния, достоинство является самостоятельной категорией, хотя оно и тесно связано с категорией чести. Общим в этих двух категориях, по их мнению, является преобладание оценоч-ного характера, Достоинство связано преимущественно с нравственными качествами лич-ности, хотя и не отрицает ее общественных заслуг, а честь опирается, прежде всего, на оценку общественной значимости и общественных заслуг человека, хотя и не отрицает зна-чения нравственных качеств.

Мы же считаем, что честь как нравственное качество должно входить в понятие достоинст-во, Это подтверждают и определения достоинства. В современных толковых словарях дос-тоинство - эта совокупность нравственных качеств, а также уважения этих качеств в себе.

Выделение чести как самостоятельной категории ведет к тому, что без целостного образа "достоинство" субъект нередко путает свою честь с тщеславием и честолюбием. Поэтому честь как самостоятельная категория - система с обратной связью функционирования, кото-рая выглядит следующим образом: деятельность личности (поступки, поведение), оценка ее общественным мнением, формирование моральной репутации - уважение (или неуважение), которая объективизируется в различных внешних формах - осознания личностью своей ре-путации, отношения к ней окружающих посредством сознания и чувства честиновая дея-тельность личности, скорректирована с учетом общественного мнения и т.д. Честь - особый способ нравственного регулирования поведения людей в общественно полезном направлении на основе общественного мнения определенной социальной группы. В силу этого не всегда чувство чести относят к положительным нравственным качествам.

Так, Гегель пишет: "человек всегда и при всех обстоятельствах думает в первую очередь о самом себе; вопрос тут не в том, вполне ли хорошо то-то и то-то само по себе, а в том, при-лично ли оно для него, соответствует ли его чести заниматься этим делом или от него отказаться". Тем самым Гегель показывает эгоистическую основу чести Спору нет, - в основе чести лежит самолюбивое стремление к похвале, к почету, к призна-нию именно меня как данной конкретной личности. Но если образ достоинства будет при-сутствовать постоянно в сознании субъекта, то человек будет стремиться к этому образу и тем самым контролировать чувство чести, и оно не выйдет за пределы положительного нрав-ственного качества Итак, в основе чести лежит самолюбие, и это же самолюбие лежит в ос-нове достоинства Следовательно, честь и достоинство имеет один "корень", а значит, честь будет входить в структуру достоинства как нравственное качество, так как достоинство - совокупность нравственных качеств, а также уважение этих качеств в себе, то есть у челове-ка есть честь и он уважает себя за это. Но вернемся к самолюбию.

Самолюбие - это любовь человека к самому себя как нравственной личности. Себялюбие - это своего рода эгоизм. Создается впечатление, что у нравственной личности есть свой осо-бый, эсклюзивный эгоизм. В нашем понимании, это нонсенс или в лучшем случае софизм.

Поэтому мы рассмотрим понятие эгоизм. В современных толковых словарях оно определяет-ся как себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих. В этике эгоизм рассматривается как жизненный принцип и моральное качество, характери-зующие человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям. Как моральное качество в истории нравственного сознания эгоизм обычно оценивался отрицательно, хотя иногда в это понятие вкладывался и некий положительный смысл Так, например, этика французских материалистов получила название "теории разумного эгоизма", идеи "разумно-го эгоизма" были сформированы в работах Гельвеция. Н.Г. Чернышевский также выдвигал теорию "разумного эгоизма".

Рассмотрим понятие эгоизм. Эгоизм - это себялюбие, а самолюбие - чувство собственного достоинства, самоуважения, самоутверждения. В понятии себялюбие, мы видим, что слово "себя" указывает на обращенность действия на самого производителя действия, то есть себя-любие - это такое внимание к себе, когда производитель действия любит только самого себя. Приставка "само" означает обращенность к самому себе, в самого себя или направленности на самого себя. Следовательно, самолюбие означает обращенность к самому себе, в самого себя, человек направляет свою любовь на самого себя, а это значит, что он только себя лю-бит, проявляет самолюбие. Из вышеизложенного мы делаем вывод, что в самолюбии и себя-любии существует сематический смысл. Рассмотрим процесс перехода самолюбия в себялю-бие.

Самолюбие лежит в основе достоинства и высокомерия. В самолюбии проявляется двойст-венность в чувствах, в образах и в мыслях, находящихся в противоречащих по отношению друг к другу устремлениях. В этом процессе обычно то или иное чувство, та или иная мысль, тот или иной образ вытесняется или маскируется другими чувствами, мыслями, образами. В самолюбии у человека возникает борьба мотивов, мыслей, образов. В этой борьбе нужно распознать, какой мотив и какая мысль теряет меру и становится уже совершенно иной по содержанию. Следовательно, в силу присущих ему особенностей самолюбие вмещает в себя глубокое противоречие между личным и общественным, между низшим и высшим, узко личными и общественно значимыми потребностями человека. Разрешиться это противоречие может двояко в зависимости от того, какая из противоположностей, лежащая в основе само-любия, станет преобладающей. Если перевес получает личностная, себялюбивая сторона са-молюбия, то оно трансформируется в эгоизм, честолюбие, тщеславие, высокомерие, в которых на первое место выдвигается собственное Д эгоистические интересы данной личности. Если же в самолюбии возобладают общественные моменты, оно переходит в честь и досто-инство.

4. Сравнение общих, частных, единичных понятий на основе интегрального признака. Рас-смотрим сущность самолюбия и покажем, почему оно переходит в достоинство.

В этике самолюбие рассматривается как моральное чувство, в котором выражается уважение к себе как к личности, основано на признании своего достоинства В современных толковых словарях под самолюбием подразумевают чувства личного достоинства, самоуважение, са-моутверждение. Эти понятия являются единичными понятиями, присутствующими и в структуре высокомерия как общего понятия.

Самоуважение всегда выступает в синтезе с самоутверждением. Утверждая себя как лич-ность, человек еще больше проникается уважением к себе. Человек может уважать себя и за достижение тех целей, которые не соответствуют общечеловеческим идеалам и ценностям. Самоуважение появляется у человека тогда, когда он преодолевает какие-то трудности, мо-жет мобилизовать себя в трудной ситуации на выполнение, осуществление своих планов. И вот за это он уважает в самом себе определенные качества целеустремленность, терпели-вость, настойчивость и т.д. Самоуважение - глубоко интимное и индивидуальное чувство. Довольно часто субъект в своем сознании борется с самим собой, преодолевая в себе лень, страх и другие качества, мешающие достижению поставленных им целей. В этой борьбе он становится сильней самого себя по сравнению тем, кем он был раньше. Окружающие его люди могут и не знать об этой внутренней борьбе и не проявлять должного уважения к этой личности. Но сам человек знает, что он может бороться с трудностями.

Субъект с таким же успехом может бороться с ленью, страхом, чтобы добиться и своих ко-рыстных целей Все это говорит о том, что в человеке зарождается, сосредотачивается лю-бовь к самому себе, то есть самолюбие.

Таким образом, из вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что самоуважение, самоутверждение, чувство личного достоинства и самолюбие — это понятия, которые еще не делают человека носителем нравственности. Человек, у которого нравственное развитие остановилось или находится на уровне этих понятий, может совершать поступки спонтанно, непредсказуемо, так как у него нет еще нравственного стержня, которым в данном случае является достоинство. Для того, чтобы самолюбие трансформировалось в достоинство, че-ловек должен иметь в себе чувство меры. Это чувство определяется скромностью, совестью. Вскроем сущность этих понятий.

Скромность — это нравственное качество, характеризующее личность с точки зрения ее от-ношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких особых прав, проявляет необходимую терпимость к мелким недостаткам лю-дей.

Скромный человек не придает значения своим положительным качествам, но считает их для себя совершенно обязательными. Скромность препятствует самолюбию деформироваться в эгоизм. Следующим понятием, которое способствует развитию чувства меры, является со-весть.

Совесть как эмоциональная самооценка личностью своих поступков, действий, мыслей, об-разов способствует личности осуществить нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков и умозаключений.

С помощью совести человек проводит самооценку собственных мыслей, поступков, внут-реннего самоконтроля, побуждения к действию, мотива поступка.

Таким образом, мы видим, что скромность и совесть препятствует субъекту проявлять са-мовосхваление, то есть преувеличивать роль своей любви к себе. При самовосхвалении само-любие деформируется в эгоизм, который лишает человека чувства меры Под мерой в науке понимается органическое единство качественной и количественной опре-деленности объекта, состоящее в существовании некоторых границ изменения количества, за которым изменяется качество. Связь и единство качества и количества обусловлены приро-дой данного объекта Моменты количества очень изменчивы, подвижны. Качественная опре-деленность объекта сохраняется до тех пор, пока количественные изменения не выходят за некоторые пределы, границы, за которыми следует изменение данного качества Переход ко-личества в новое качество происходит постепенно.

Потеря чувства меры в человеке ведет к дальнейшему развитию эгоизма, который уже преобразуется в тщеславие, честолюбие. Тщеславие является нравственным чувством, про-являющееся как мотив действия, совершаемого ради завоевания славы, привлечения внимания с целью вызвать восхищение и зависть со стороны окружающих Когда подобные моти-вы становятся характерными для повседневного поведения человека, тщеславие приобрета-ет значение нравственного качества личности, которое имеет индивидуалистический харак-тер. Такой человек вообще не способен самостоятельно оценивать существо своих дейст-вий, его интересует лишь внешний эффект, привлекающий внимание окружающих. Тще-славие человека во многом сходно с честолюбием. Честолюбие тоже является проявлением эгоизма в человеке. И выступает как мотив действия, совершаемого ради достижения чело-веком первенства в той или иной области деятельности. В отличие от тщеславия, честолю-бие связано с жаждой признания со стороны окружающих и желание приобрести общест-венное положение, вес, влияние и связанные с ним почести и награды. В этом альянсе каче-ства самолюбие, самовосхваление, себялюбие, амбиция, эгоизм, тщеславие, честолюбие пе-реходят в общее понятие высокомерие.

Высокомерие является отрицательным нравственным качеством, характеризующимся неуважительно-презрительным, надменным отношением к другим людям, связанным с пре-увеличением своих достоинств и себялюбием. В этом преувеличении, при деформации чувства меры, человек совершает подмену сопряженных нравственных понятий достоинство и высокомерие.

5. Восстановление расчлененных сопряженно-нравственных понятий с выявленной взаимосвязью. Таким образом, структурный анализ сопряженных нравственных понятий показал, что достоинство и высокомерие в своей структуре имеют сопряжения в понятиях самоуважение, самоутверждение, чувство личного достоинства Обладая вышеприведен-ными качествами, человек не является еще сознательным носителем нравственности. И лишь после того, как у него сформировалось самолюбие, он делает свой осознанный выбор, который при дальнейшем повторении в жизнедеятельности человека формирует из него нравственную или безнравственную личность

В таблице 3 наглядно показано содержание сопряженных нравственных понятий "дос-тоинство" и "высокомерие".

Таблица 1

Сопряженность нравственных понятий достоинство-высокомерие

Единичные понятия

Частные понятия

Общие понятия

Самоуважение, самоутверждение, чувство личного достоинства. Самолюбие, самовосхваление, себялюбие, амбиция, эгоизм, тщеславие, честолюбие. Высокомерие
Самоуважение, самоутверждение, чувство личного достоинства. Самолюбие, скромность, совесть, честь. Достоинство

Используя пересечение двух окружностей, мы на рис. 3 показали сопряженность нрав-ственных понятий достоинство-высокомерие.



Рис. 3. Сопряженность нравственных понятий: достоинство-высокомерие.

Из таб. 1 и из рис. 3 видно, что данные сопряженные нравственные понятия имеют сопряжения на уровне единичных, частных понятий. Соответственно сопрягающими по-нятиями являются самоуважение, самоутверждение, чувство личного достоинства, ко-торые в своем альянсе переходят в самолюбие.

Представим модель развития этического мышления. Под моделью мы понимаем вос-произведение характеристики некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Следовательно, модель - это мысленно представленная или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способ-на заменить его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте.



Схема №2. Модель тактического уровня технологического подхода к этическому об-разованию.



Единичные понятия

Частные понятия

Общие понятия

Разбор, рассмотрение причин и следствий Излишняя самокритичность, само-терзание. Самоедство
Разбор, рассмотрение причин и следствий Самокритика, самооценка. Самоанализ
Убежденность, стойкость, твердость. Последовательность в достижении цели, целесообразность Упорство
Убежденность, стойкость, твердость. Неуступчивость, несговорчивость в достижении цели. Упрямство
Строгость, суровость. Истинность, честность, объектив-ность. Справедливость
Строгость, суровость. Безжалостность, беспощадность. Жестокость
Изучение, выяснение причин и следствий. Объективное мнение и оценка. Обсуждение
Изучение, выяснение причин и следствий. Субъективное мнение, порицание. Осуждение
Шутка. Смех. Язвительность, юмор. Остроумие
Шутка. Смех. Злая язвительность, насмешка, ос-корбление. Издевательство
Мягкость, невзыскательность. Терпимость. Снисходительность
Мягкость, невзыскательность. Либерализм, попустительство. Потворство
Владение, выдержка, хладно-кровие. Самообладание, самоконтроль. Сдержанность
Владение, выдержка, хладно-кровие. Самообладание, самоконтроль, двоедушие. Лицемерие
Самоуважение, самоутверждение, чувство личного достоинства. Самолюбие, скромность, совесть, честь. Достоинство
Самоуважение, самоутверждение, чувство личного достоинства. Самолюбие, самовосхваление, се-бялюбие, тщеславие, честолюбие Высокомерие

О.Левичев
Размещение материалов возможно
только с активной ссылкой на сайт.

www.naefremov.narod.ru
Автор проекта Роман Ефремов

www.nolie.ru
Сайт-поддержка

Яндекс.Метрика